Антрополог и исследователь Д. Карадимас предложил интересную трактовку множества сюжетных изображений центрального антропоморфного божества, окруженного обезьянами, кошками, пауками, стилизованными звездами. Подобные сюжеты встречаются на тканях, керамике и изделиях из металла многих культур, в том числе за пределами Колумбии (Наска, Чанкай, Чиму, Уари и т.д.).
В качестве примера такого изображения можно привести ткань из собрания Yale University Art Gallery, New Haven, Connecticut. Подобные сюжеты можно найти и в коллекциях других музеев.
Д. Карадимас ссылается на миф, лежащий в основе ритуала индейцев северо-западной Амазонки, связанного с созреванием плодов персиковой пальмы.
Миф описывает противостояние лунного божества, олицетворенного в большой осе, и четырех братьев его жены, которые представлены в виде ночных обезьян. В результате конфликта обезьяны отрубают лунному божеству голову, которая падает в подземный мир, или Страну Рыб. Жена лунного божества, олицетворенная в кинкажу, рождает солнечное божество (дитя лунного божества) и плаценту (плод союза жены солнечного божества и ее братьев), обратившуюся в Cката. Солнечное божество мстит за своего отца, убивая всех братьев-обезьян, и берет имя осы, принадлежавшее ранее его отцу. Затем солнечное божество отнимает жену у Ската, и спускается в Страну Рыб за головой отца, которая превратилась в плоды персиковой пальмы. В процессе игры в мяч Солнечное божество разбивает плоды и крадет семена. В битве с братом Солнце протыкает копьем сердце Ската.
Нетипичное для животных поведение в данном мифе объясняется тем, что на самом деле описываются не живые существа, а небесные тела. Обезьяны, Скат, плоды и семена персиковой пальмы олицетворяют созвездие Орион и прочие звезды, Большая Оса – Луну и Солнце, Кинкажу – Венеру. Действия героев мифа объясняются движением небесных тел по небу. Луна главенствует над всеми звездами в ночном небе. Восход яркого солнца «уничтожает» все прочие светила на небосводе.
Тем не менее, видовая принадлежность существ также имеет значение. Оса-паразит, которая символизирует Луну и Солнце, является ключевой фигурой в цикле перерождений. Она использует тело парализованного паука для того, чтобы отложить личинки и создать из мертвого тела жизнь.
Если еще раз взглянуть на ткань из коллекции Yale University Art Gallery, то можно заметить очень характерные особенности изображения центрального антропоморфного существа. На голове у него изогнутые линии-змеи, очень напоминающие усы осы. Руки изогнуты подобно передним лапкам. Огромный фаллос напоминает брюхо и жало осы. По краям ткани мы видим изображения обезьян, которые, вероятно, символизировали жертву осы, подобно обезьянам из мифа.
Интересен способ ассоциации описанного способа перерождения с человеком. Он станет понятнее, если учитывать, что большая часть подобных тканей использовалась в качестве погребального инвентаря. Часто покойного оборачивали многими слоями ткани, формируя нечто подобное кокону. Можно предположить, что тело умершего человека рассматривалось в качестве своеобразного сосуда, несущего новую жизнь. То есть смерть – это просто один из этапов возрождения, а изображения на ткани должны были способствовать этому процессу. Такой способ захоронений может отождествлять человека с божеством и помогать побеждать смерть так, как это делает оса.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.