Чаще всего этот мотив встречается на изделиях культуры Рекуай, что и следует из названия. Образ появился в Андах несколько ранее, но оказался очень "живучим". Он пережил культуру Рекуай, был перенесен в мифологию и иконографию Моче и других культур андского региона того периода, а затем был заимствован народами Чиму, сохранившись даже после завоевания сначала Инками, а затем и европейцами. В данной публикации мы подробнее остановимся на этом мотиве, который известен под названиями "Лунный зверь", "Дракон Рекуай", "Кошка Рекуай", "Большое существо с гребнем", "Свирепая кошка", "Лунная собака" и т.д.
В искусстве Рекуай Лунный зверь чаще всего изображается в профиль, с большим круглым глазом, стиснутыми и обнаженными клыками верхней и нижней челюсти, длинным хвостом и гребнем на голове. Длинный, уходящий за спину животного гребень не всегда идет от макушки, иногда он начинается у носа зверя. На некоторых изображениях тело мифического существа напоминает змею. Язык в этих случаях может быть раздвоенным.
Выдвигалось множество теорий происхождения этого образа. Среди возможных кандидатов на прообраз можно перечислить лису, собаку, вискачу и кошку. Даже сторонники кошачей теории не могут определиться: ягуар это, или же пума, или вовсе кошка Жоффруа. Многие склоняются к тому, что единого прообраза не было. Лунный зверь позаимствовал отдельные черты у разных животных и даже птиц.
Головной убор фигуры человека из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес украшен парным изображением Существа с гребнем. Длинные изогнутые когти хищной птицы на лапах дополняют образ мифических животных.
Нет единого мнения и о изобретателе этого образа. Часть исследователей считает, что источником является культура Рекуай, другие указывают на северное побережье Перу и культуры Салинар и Виру.
Позже образ заимствуют и другие народы Анд, в том числе культура Моче. У ранних Моче сюжеты с Лунным зверем как бы изолированы от прочих мифических персонажей. Он практически не взаимодействует с другими монстрами, не вступает в схватку с Божеством со змеиным поясом. В целом, прослеживается нетипичность образа для иконографии Моче (Elizabeth P. Benson, 2012).
Встречаются сюжеты с мифическим животным, в лапах которого находится жертвенный нож и отрубленная голова. Судя по этим изображениям Лунного зверя, он ассоциировался со смертью, ритуалами жертвоприношения и отрубания голов.
Также у Моче этот образ находится внутри или над полумесяцем. Собственно именно благодаря этим изображениям мифическое животное и получило название Лунный зверь. Такие сюжеты часто дополняются элементами, похожими на звезды.
Одновременная связь и с жертвоприношениями, и с лунным серпом позволяет предположить, что образ ассоциировался с определенным временем, лунной фазой. Вероятно, в мифологии Моче Лунный зверь поедал луну, что приводило к затмению (Valcarcel, 1958).
В искусстве Рекуай лунного контекста не встречается, что может свидетельствовать об искажении первоначального значения образа Лунного зверя (Raphael Reichert, 1979; George F. Lau, 2011). Если у Моче мифическое животное чаще ассоциируется с луной, то у Рекуай этот образ совершенно не изолирован каким-либо отдельным мотивом. Он встречается повсеместно, в различных контекстах, а иногда и в качестве элемента украшения или бордюра.
В то же время некоторые исследователи предполагают, что связь Существа с гребнем с небесными объектами у Рекуай все-таки присутствовала, хоть и не была столь очевидной (Bruhns 1976, 34 стр.). Иногда на сосудах Рекуай рядом с изображениями Лунного зверя присутствуют элементы, которые можно интерпретировать как звезды.
В искусстве культуры Моче образ Лунного зверя встречается на статусных предметах. Часто в этих случаях изображаются две фигуры мифических животных, обращенные друг к другу. Мотивы настолько похожи, что часть исследователей трактует их как некую эмблему верхушки знати, вероятно, на территории Рекуай, которая перешла под контроль Моче (Elizabeth P. Benson, 2012).
Голова Лунного зверя украшала концы многих предметов в иконографии Моче. Судя по контексту, такая деталь изображения символизировала одушевленность предмета. В качестве примера можно вспомнить прорисовку сосуда из архива Кристофера Б. Доннана и Донны Макклелланд, которую мы уже приводили в публикации "Между мирами: символика сцены добычи раковин в искусстве индейцев Андского региона".
В более поздних культурах, а на самом деле уже к концу Моче, значимость образа Лунного зверя существенно снижается.
В искусстве Чиму мифическое животное вновь видоизменяется: исчезает гребень, его место занимает крупный головной убор в виде полумесяца.
Со временем само изображение Лунного зверя вовсе отступает на второй план. Для его нанесения часто используют печати, получая оттиск на глине (Kirsten Maclean Halliday, 2018). Так, на сосуде из коллекции Британского музея множественные, сильно упрощенные фигуры мифического животного украшают стремевидное горло.
Значение образа Лунного зверя не дошло до наших дней. Все трактовки базируются на изображениях на керамике, тканях и металлических изделиях древних культур. Очень вероятно, что на протяжении жизни этого символа его значение изменялось не только в результате заимствований от одного народа к другому, но и со временем эволюционировало в рамках каждой из этих культур, что особенно явно видно на примере искусства Моче.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.