Согласно первой из них, пожалуй, важнейший бог ацтекского пантеона был сотворен парой изначальных богов-творцов Ометекутли и Омесиуатль. Эту историю мы ранее кратко описывали (см. О первых богах и сотворении земли и неба. Мифология ацтеков). Таким образом, Уицилопочтли, Тескатлипока, Кецалькоатль и Шипе-Тотек были первыми сотворенными богами.
Другие версии происхождения бога войны начинаются с рассказа о его матери Коатликуэ, богине земли. По легенде она была вдовой старого (прошлого) солнца. У нее было множество детей: 400 сыновей, южных богов Сенцонуицнауа, и дочь Койольшауки.
Каждый день Коатликуэ подметала полы в храме на вершине горы Коатепек. Одни говорят, что она это делала, т.к. дала обет целомудрия, другие упоминают повинность за какой-то проступок. Как бы оно ни было, богиня земли каждый день понималась на гору (а возможно и жила там) и подметала полы в храме.
Однажды на нее упал комок перьев колибри. Яркие перья очень приглянулись богине земли, и она решила сохранить их, положив себе под грудь. После работы Коатликуэ вспомнила про перья и хотела получше их рассмотреть, но не смогла их найти. Тут же она поучствовала, что беременна.
Койольшауки и сыновья Сенцонуицнауа пришли в ярость, узнав о беременности матери. Они решили убить ее и нерожденного ребенка, но один из сыновей, не желая в этом участвовать, предупредил Коатликуэ о намерениях своей сестры и братьев.
Богиня земли испугалась, но вдруг услышала голос своего ребенка, который был ни кем иным, как Уицилопочтли. Бог войны успокоил мать, сказав, чтобы она ничего не боялась. В тот момент, когда Койольшауки и Сенцонуицнауа уже приближались к Коатликуэ, Уицилопочтли был рожден сразу взрослым и в полном боевом облачении.
Бог войны напал на своих братьев и сестру. Он отрубил голову Койольшауки, а ее расчлененное тело скатилось с горы. Уицилопочтли атаковал богов Сенцонуицнауа. Напрасно пытались они убегать, напрасно пытались они противостоять ему в схватке. Уицилопочтли с легкостью преследовал и убивал их. Те немногие из них, кто сумел спастись, ушли на юг.
Отрубленную голову Койольшауки Уицилопочтли бросил высоко в небо, где она обратилась луной. Поверженные же братья Сенцонуицнауа превратились в звезды.
В некоторых версиях мифа Койольшауки вовсе не пыталась убить мать, а лишь хотела предупредить ее о скором нападении со стороны братьев Сенцонуицнауа. Согласно другим вариантам мифа именно Койольшауки разожгла ярость в сердцах братьев, именно она убедила их убить собственную мать.
Коатликуэ не всегда остается в живых. В этом случае Уицилопочтли появляется из тела матери только после того, как ей отрубают голову.
Индейцы верили, что битва бога войны с его сестрой и братьями происходит каждый день на восходе, когда Уицилопочтли-Солнце, рождаясь из земли и появлясь в небе, повергает и уничтожает Койольшауки-Луну и Сенцонуицнауа-звезды.
Стоит отметить и символику колибри, без понимания которой не вполне понятен гнев детей Коатликуэ. Считалось, что души павших в боях воинов превращаются в этих птиц. Таким образом, Коатликуэ понесла от безымянного воина и выглядела в глазах Койольшауки и Сенцонуицнауа распутницей и блудницей.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.