Блог

Миф о рождении ацтекского бога войны и солнца Уицилопочтли

Уицилопочтли, в отличие от множества других богов ацтеков, не имел близких аналогов в других мезоамериканских культурах, а потому историю его сотворения не стоит искать за пределами ацтекской мифологии. Тем не менее существует несколько версий мифа о его происхождении.

Согласно первой из них, пожалуй, важнейший бог ацтекского пантеона был сотворен парой изначальных богов-творцов Ометекутли и Омесиуатль. Эту историю мы ранее кратко описывали (см. О первых богах и сотворении земли и неба. Мифология ацтеков). Таким образом, Уицилопочтли, Тескатлипока, Кецалькоатль и Шипе-Тотек были первыми сотворенными богами.

Другие версии происхождения бога войны начинаются с рассказа о его матери Коатликуэ, богине земли. По легенде она была вдовой старого (прошлого) солнца. У нее было множество детей: 400 сыновей, южных богов Сенцонуицнауа, и дочь Койольшауки.

Коатликуэ. Мексика, 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México.
Коатликуэ. Мексика, 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropología, México.

Каждый день Коатликуэ подметала полы в храме на вершине горы Коатепек. Одни говорят, что она это делала, т.к. дала обет целомудрия, другие упоминают повинность за какой-то проступок. Как бы оно ни было, богиня земли каждый день понималась на гору (а возможно и жила там) и подметала полы в храме.

Однажды на нее упал комок перьев колибри. Яркие перья очень приглянулись богине земли, и она решила сохранить их, положив себе под грудь. После работы Коатликуэ вспомнила про перья и хотела получше их рассмотреть, но не смогла их найти. Тут же она поучствовала, что беременна.

Чаша с погремушкой в виде колибри. Мексика, 1300-1500 гг. н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.
Чаша с погремушкой в виде колибри. Мексика, 1300-1500 гг. н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.

Койольшауки и сыновья Сенцонуицнауа пришли в ярость, узнав о беременности матери. Они решили убить ее и нерожденного ребенка, но один из сыновей, не желая в этом участвовать, предупредил Коатликуэ о намерениях своей сестры и братьев.

Богиня земли испугалась, но вдруг услышала голос своего ребенка, который был ни кем иным, как Уицилопочтли. Бог войны успокоил мать, сказав, чтобы она ничего не боялась. В тот момент, когда Койольшауки и Сенцонуицнауа уже приближались к Коатликуэ, Уицилопочтли был рожден сразу взрослым и в полном боевом облачении.

Рождение Уицилопочтли. Общая история о делах Новой Испании. Том 1, стр. 420. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Рождение Уицилопочтли. Общая история о делах Новой Испании. Том 1, стр. 420. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.

Бог войны напал на своих братьев и сестру. Он отрубил голову Койольшауки, а ее расчлененное тело скатилось с горы. Уицилопочтли атаковал богов Сенцонуицнауа. Напрасно пытались они убегать, напрасно пытались они противостоять ему в схватке. Уицилопочтли с легкостью преследовал и убивал их. Те немногие из них, кто сумел спастись, ушли на юг.

Отрубленную голову Койольшауки Уицилопочтли бросил высоко в небо, где она обратилась луной. Поверженные же братья Сенцонуицнауа превратились в звезды.

Битва на горе Коатепек. Общая история о делах Новой Испании. Том 1, стр. 420. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Битва на горе Коатепек. Общая история о делах Новой Испании. Том 1, стр. 420. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.

В некоторых версиях мифа Койольшауки вовсе не пыталась убить мать, а лишь хотела предупредить ее о скором нападении со стороны братьев Сенцонуицнауа. Согласно другим вариантам мифа именно Койольшауки разожгла ярость в сердцах братьев, именно она убедила их убить собственную мать.

Коатликуэ не всегда остается в живых. В этом случае Уицилопочтли появляется из тела матери только после того, как ей отрубают голову.

Индейцы верили, что битва бога войны с его сестрой и братьями происходит каждый день на восходе, когда Уицилопочтли-Солнце, рождаясь из земли и появлясь в небе, повергает и уничтожает Койольшауки-Луну и Сенцонуицнауа-звезды.

Стоит отметить и символику колибри, без понимания которой не вполне понятен гнев детей Коатликуэ. Считалось, что души павших в боях воинов превращаются в этих птиц. Таким образом, Коатликуэ понесла от безымянного воина и выглядела в глазах Койольшауки и Сенцонуицнауа распутницей и блудницей.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.