Название культуры происходит от слова «tola» (тола) – могильник, курган. Связано это с тем, что большая часть артефактов Тумако была найдена при раскопках небольших пирамидальных холмов на территории Колумбии и Эквадора, между городом Тумако (Колумбия) и портом Эсмеральдас (Эквадор).
Народ Тумако не был организован в единое государство. Отдельные сообщества рыбаков, фермеров, охотников и ремесленников были объединены лишь культурными и религиозными традициями. Связь разобщенных поселений обеспечивалась крупными церемониальными центрами, которые также становились местами торговли и постепенно концентрировали политическую и религиозную власть. Тем более удивительным является высокий уровень и качество ремесленных изделий, легко сравнимый с искусством Моче, Чиму, Инков и Ацтеков. Ремесленники Ла-Толита-Тумако первые (да и единственные) в древнем мире использовали платину. Они же были первопроходцами в порошковой металлургии – метод, основанный на измельчении тугоплавкого материала.
Помимо изделий из металлов, при раскопках «тола» - захоронений местных правителей, находят также изделия из глины, кости, различных видов раковин и даже драгоценных камней.
Искусство Ла Толита-Тумако разнообразно не только по типу материала, но и по форме.
Керамические скульптуры людей очень реалистичны. Лица всегда уникальны. Вероятно, воспроизводились черты конкретных, живших в то время людей. Встречаются парные фигуры-«близнецы». Так, по всей видимости, изображали тесно связанных между собой людей (напр. муж-жена).
Отдельное внимание уделялось повседневной жизни, старению и болезням. Найдено множество фигур, настолько детально изображающих больных людей, что ученые могут поставить конкретный диагноз.
Тема плодородия и фертильности очень значима в искусстве Ла Толита. Фаллос можно увидеть в совершенно непредсказуемых местах, ручки сосудов приобретали его форму, он вплетался в узор печатей, украшал курильницы и даже бытовые предметы. Керамика часто декорировалась сценами полового акта, рождения ребенка, кормления грудью и т.д.
Часто изображались кайманы, змеи, кошки и орлы, которые олицетворяли силы земли, воды и неба. Встречаются также образы летучих мышей и мелких насекомых.
Ремесленники Ла-Толита-Тумако часто смешивали антропоморфные и зооморфные признаки, получая совершенно фантастические образы человекоподобных ягуаров, антропоморфных летучих мышей, кайманов с человеческими ногами и т.д.
Практика деформации черепа находит отражение в изображениях трофейных голов с вытянутым лбом и увеличенным затылком.
В 500-700 гг. н.э., население территории Ла Толита-Тумако резко снизилось. Среди вероятных причин называются природные явления (землетрясения, эрозия береговой линии и т.д.) и падение продуктивности сельского хозяйства. Первые прибывшие на остров Ла Толита конкистадоры, встретили индейцев, которые заявляли, что не были коренными местными жителями, а лишь охраняли священные места.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.