Использовавшийся для производства материал дал им название "ритуальных кремней": большинство этих предметов изготовлено из кремнистого сланца. Экземпляры из обсидиана встречаются реже.
Ножами такие изделия называть не совсем верно, т.к. зачастую они вовсе не использовались в качестве режущего инструмента, хотя и обладают острыми гранями.
В процессе обработки камня индейцы использовали небольшие яйцевидные молотки из известняка. Этими инструментами они наносили удары по заготовке, откалывая небольшие куски и постепенно придавая нужную форму. Также использовалась техника отщепления чешуек камня под давлением. Иногда изделия шлифовали, покрывали пигментом и даже инкрустировали. Процесс изготовления очень трудоемкий, вероятность ошибки при очередном ударе чрезвычайно высока. В местах производства находят множество отбракованных и испорченных заготовок.
Сложная техника изготовления таких предметов привела к выделению отдельного класса ремесленников. Иногда целые поселения майя, например Колха (территория современного Белиза), специализировались на обработке кремнистого сланца, обсидиана и других подобных пород. В этих городах производили не только ритуальные предметы, но и утилитарные, использовавшиеся в повседневной жизни, в сельском хозяйстве.
Стоит отметить, что даже бытовые предметы несли в себе некую символику, т.к. сам материал, из которого они изготовлялись, обладал, по мнению майя, сверхъестественными свойствами. Это привело к тому, что индейцы стали создавать и объекты, имевшие исключительно символическое значение. Интересно, что чем темнее был камень, тем выше он ценился.
Самые сложные по форме объекты, такие как навершие из коллекции Дамбартон Оукс, обычно создавались именно из темных пород.
Этот экспонат демонстрирует удивительное мастерство ремесленника, который не только очень изящно очертил профиль лица, но и обозначил небольшими сколами глаза божества.
Майя верили, что обсидиан и кремнистый сланец зарождались по воле Сердца неба - верховного божества, участвовавшего в сотворении мира (см. Сотворение мира и человека. Мифология майя). Сердце неба, он же Хуракан у майя-киче, повелевал молниями, громом и ураганами (см. Мифология майя: Боги, сотворившие мир), которые воздействовали на землю, преобразуя ее (например удар молнии). Такое слияние Сердца неба и Сердца земли приводило к созданию материала со сверхъестественными свойствами. С учетом этого контекста некоторые исследователи трактуют часто встречающуюся форму довольно грубо исполненных несимметрично зазубренных ножей как изображение молнии.
Связь с молнией прослеживалась и в физических свойствах материала. При ударе по кремню высекается искра. Эта особенность в глазах майя могла свидетельствовать о заключенной в камне сверхъестественной силе. Неудивительно, что наиболее сложные и искусно исполненные ритуальные объекты из кремнистого сланца часто изображали бога молний Кавиля.
В качестве примера можно привести экспонат из коллекции Даласского музея искусств.
Форма указывает на то, что объект задумывался как навершие посоха/скипетра. Четыре головы божества расположены по кругу. Стоит обратить внимание и на замкнутое пустое пространство в центральной части предмета, там, где находится одна из голов.
Круг или овал с перфорацией по центру - одна из достаточно распространенных форм для ритуальных предметов из кремня. Ремесленники зачастую использовали натуральные пустоты в качестве отверстия, но старались придать им аккуратный вид.
Такой тип предметов трактуется как изображение порталов в подземный мир Шибальба. Именно это значение и приписывается пустому пространству по центру экспоната Даласского музея искусств. Таким образом, головы Кавиля как-бы появляются из портала в загробный мир, голова же по центру будто заглядывает в него.
Завораживающий пример изображения портала с головами божеств есть и в коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес.
Профили лиц богов великолепно вписаны в обрамление центрального отверстия и не бросаются в глаза. Сам портал представлен в виде раскрытой зубастой пасти. Неоднородная структура камня лишь подчеркивает абстрактный характер изображения, контуры которого как будто замыливаются, пока зритель не концентрируется на деталях.
Среди множества разнообразных форм ритуальных предметов из кремнистого сланца можно также упомянуть изображения зооморфов и животных, игравших важную роль в мифологии майя.
Часто встречаются образы змей. Это пресмыкающееся ассоциировалось с небосводом, который индейцы иногда изображали в виде гигантского змея. Также можно вспомнить и про Пернатого змея, участвовавшего в сотворении мира. Вероятно, образ именно этого божества и представлен в коллекции Национального музея американских индейцев.
Извивающееся тело змеи представлено в движении. Зазубрины на изгибах символизируют перья. Ремесленник использовал неоднородную структуру камня для обозначения глаза пресмыкающегося.
Некоторым предметам придавали форму крокодила, на спине которого, согласно мифологии майя, покоится мир. Иногда образ едва узнаваем: лишь бугры на спине, небольшие схематичные лапы и широко раскрытая пасть намекают на то, какова была задумка мастера.
В других случаях изображение потрясает своей детализацией.
Каноэ-крокодил мчится в подземный мир Шибальба. Лапы хищника представлены в виде голов бога Кавиля - прародителя рода правителей майя. Ощущение чудовищной скорости движения мастер передал через изображения силуэтов пассажиров: они с трудом держатся на спине монстра, их головы и тела опрокинуты назад.
Очевидно, что если простые по форме предметы еще можно было использовать как режущий инструмент, то комплексные изображения таким образом применять невозможно, несмотря на наличие острых граней. Хрупкость объектов свидетельствует о иной цели их создания.
Такие предметы, как экспонат Даласского музея искусств, часто находят в тайниках в основаниях храмов и других важных зданий. Вероятно, осуществляя подобные подношения, индейцы майя освящали места строительства.
Иногда подобные объекты обнаруживают в богатых захоронениях в качестве погребального инвентаря.
Изделия из кремнистого сланца и обсидиана отражали статус носителя и обладателя и при жизни. Формы в виде наверший предполагают использование предметов для публичной демонстрации власти, могущества. Многие артефакты выполнены в виде наконечников копий и клинков и, вероятно, использовались в ритуальных церемониях. Интересно, что на некоторых предметах при их исследовании под микроскопом обнаружены следы волокон ткани. Вероятно, это указывает на то, что ритуальные объекты из камня бережно хранили: их оборачивали в ткань и доставали лишь по особым случаям.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.