Блог

Посидим на дорожку: Ритуалы ацтекских торговцев

Изобилие товаров, представленных на рынке Теночтитлана (см. Чем рынок великого Теночтитлана шокировал европейцев) было в том числе и результатом трудной и опасной работы ацтекских торговцев – весьма уважаемой и привилегированной прослойки населения империи. Привилегии не являлись чем-то само собой разумеющимся. Скорее они были некой компенсацией за чрезвычайную опасность, которой подвергали себя торговцы во время дальних экспедиций, предпринимавшихся не только с целью получить коммерческую выгоду, но и по приказам правителя.

Диего Ривера. El cacao, 1951. National Palace, Mexico City.
Диего Ривера. El cacao, 1951. National Palace, Mexico City.

Конечно, торговцы, или почтеки, пытались по возможности снизить риски, путешествуя, например, в больших группах, когда это было возможно. В то же время в некоторых случаях этого было недостаточно, да и не всегда набиралась группа – иногда торговцы путешествовали в одиночку. Именно поэтому почтеки старались заручиться благоволением богов, проводя различные церемонии и ритуалы.

Нападение на торговцев. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme.  Diego Durán, 1588.
Нападение на торговцев. Historia de las Indias de Nueva España y islas de Tierra Firme. Diego Durán, 1588.

Как и любая другая деятельность, торговля входила в сферу влияния одного из божеств. Так, богом почтеков можно называть Якатекутли, чье имя можно перевести как «Владыка с орлиным носом» либо как «Владыка, указывающий путь». Однако большинство ритуалов, проводимых торговцами, было адресовано вовсе не ему, а скорее Богу огня или Богу дорог.

Якатекутли (?). Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.
Якатекутли (?). Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

В первую очередь почтеки старались выбрать благоприятную дату для начала путешествия. Одной из таких дат считался день «1 Змея». За день до выхода торговец коротко стриг волосы и тщательно мылся, т.к. вплоть до прибытия обратно ему воспрещалось омывать что-либо кроме рук, лица и шеи. Определенные ограничения в этом плане накладывались и на семью почтека. Несмотря на то, что им разрешалось ополаскивать руки и голову, мыться чаще чем раз в восемьдесят дней запрещалось. Считалось, что если соблюдать эти правила, то боги будут милостивы к странствующему родственнику.


В полночь они вырезали из бумаги флаги для бога огня Шиутекутли. Их крепили к палкам, окрашенным киноварью. На бумаге жидкой резиной рисовали лицо бога. Также делали флаги, адресованные Тлалтекутли – богине земли. Их тоже украшали каплями жидкой резины. Эти флаги затем предписывалось носить на груди. Не забывали и про Иятекутли. Флагами, предназначенными для бога торговцев, покрывали бамбуковые палки, которые почтеки носили с собой. Флаги для защитников торговцев, богов дорог Закатцонтли и Тлакоцонтли покрывали каплями резины и узорами в виде бабочек.


Шиутекутли. Коллекция The British museum.
Шиутекутли. Коллекция The British museum.

После того как все было готово, бумажные флаги Шиутекутли помещали перед огнем, а остальные раскладывали в определенном порядке во дворе дома. Купцы, став перед огнем, приносили в жертву несколько перепелов, обезглавливая их. Позже почтеки подносили богам собственную кровь, прокалывая уши и язык. Произнося магические заклинания, кровью четыре раза окропляли очаг, а затем и бумажные флаги.


Финальная часть ритуала была связана с предзнаменованием, являлась своего рода гаданием. Сопровождая все действия магическими заклинаниями, флаги бога Шиутекутли помещали в жаровню: если они горели ясным пламенем, то экспедиция будет успешной и сулит прибыль торговцам. В противном случае, на пути почтеков ждут неприятности и беды.


Ночной ритуал заканчивался сожжением во дворе всех оставшихся флагов, кроме тех, что были посвящены Иятекутли. Пепел разведенного костра затем аккуратно закапывали там же во дворе.


Торговец. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.
Торговец. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

На рассвете, перед тем, как отправиться в путь, полагалось организовать трапезу, на которую приглашали уважаемых людей, в т.ч. старых торговцев, которые уже не путешествовали в силу своего преклонного возраста, друзей и родственников. Естественно, количество и статус приглашенных, а также разнообразие и качество еды и питья на столе зависело от достатка приглашающих. После омовения рук все приступали к приему пищи, завершающейся очередным омовением. Затем все курили трубки и пили какао. Организатор приветствовал гостей и рассказывал о своих планах: о маршруте, местах, которые собирался посетить и т.д. Старые торговцы отвечали пожеланиями успеха. Кроме того, они давали советы, исходя из свои знаний и планируемом мероприятии, и выражали восхищение смелостью торговцев, отправляющихся в путь, подбадривали их упоминаниями о славе, которую заслужили их предки.


После завершения трапезы начинался сбор в дорогу товаров и провизии. Если торговцы отправлялись по водному маршруту, то тюки грузили в каноэ. Затем лидер экспедиции обращался к присутствующим со словами благодарности за советы и напутствия и просил позаботиться о женах и детях участников торгового предприятия.


Во дворе снова разжигали костер, рядом с которым помещали сосуд с копалом (смола копалового дерева, использовавшаяся индейцами как благовоние-подношение богам). Каждый из уезжающих торговцев проходил мимо костра, бросая в него немного копала и сразу отправляясь к каноэ. Прощаний больше не было. Оглядываться назад или говорить что-либо воспрещалось. Все это могло навлечь на путников беду и считалось ужасным предзнаменованием.


В путь выдвигались обычно с наступлением темноты. Всю дорогу каждый из торговцев нес в руке палку-посох – ту самую, которую ранее, во время ночных ритуалов, оборачивали бумажными флагами бога Иятекутли. Когда приходилось останавливаться на ночлег, из посохов формировали связку, объединяя божественные силы, вложенные в них, призывая таким образом оберегающего лагерь бога. Ему, а также богам дорог Закатцонтли и Тлакоцонтли подносили бумагу, окропленную каплями жидкой резины и собственной крови. Ритуал с подношением крови необходимо было проводить еще дважды за ночь, что вынуждало как минимум одного из путников бодрствовать.


Посох торговца. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.
Посох торговца. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

Для того чтобы войти в родной город при возвращении домой, снова необходимо было определить по ритуальному календарю (см. Тональпоуалли - ритуальный календарь ацтеков) благоприятную дату. Такими датами считались, например, «1 Дом» или «7 Дом». Входили в город также, как и выходили из него – с наступлением темноты. Первым делом прибывшие направлялись в дом главного торговца либо того, кто отправил их в путь. Там они объявляли о благополучном прибытии и приглашали к себе на следующий день отведать какао. Этой же ночью снова вырезали из бумаги флаги и подносили их уже описанным ранее способом, но уже как благодарность за защиту.


Праздновали прибытие уже на следующий день. Пир в целом напоминал трапезу перед отправлением, но был более пышным. Снова осуществлялись подношения богам огня и торговли, выражалась благодарность за защиту от напастей и бед.


О том, почему торговцы заходили и выходили из городов ночью, чем было обусловлено их привилегированное положение, почему их часто изображали в виде мышей и даже называли мышами, а также о том, что случалось, если почтека умрет в пути, читайте в наших будущих публикациях.



© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.