Ничто в этом мире не вечно. На место старого бога пришел новый. Он создал два солнца странного цвета (в некоторых мифах одно солнце). Когда солнца разом взошли, свет ослепил гигантов, а лучи нестерпимо жгли их кожу. В панике Древние бежали, пытаясь найти укрытие.
Некоторые убегали в джунгли, но солнечный свет настигал их и там. Отдельные группы гигантов смогли укрыться в пещерах и в глубине горных озер, но большая их часть погибла.
После того, как мир опустел, бог сохранил только одно солнце, уничтожив второе, и населил землю современными людьми.
Когда-нибудь придет время, и мир снова поменяется. На смену нашему богу придет другой, тот, кого мы не знаем, и так же обновит всю землю. Ее населят другие люди, которые будут так же непохожи на нас, как мы не похожи на гигантов.
Не стоит думать, что Древние исчезли. Они по-прежнему существуют, но как-бы в параллельном мире, который очень тесно связан с нашим.
Уцелевшие гиганты живут глубоко в пещерах и в озерах и выходят на поверхность лишь при свете луны. В ночь полной луны (Quilla P'unchay) Древние возделывают свои сельскохозяйственные угодья, которые находятся в их мире, но ровно на тех же местах, что и поля индейцев в нашем мире. Если гиганты не будут этого делать, урожая в нашем мире не будет.
Погибшие Древние также не пропали бесследно. Их духи населяют джунгли и горы, пещеры и источники. Они также выходят при свете луны. Когда в ночь полной луны индейцы слышат на улице звуки шагов или человеческий голос, они говорят, что это Древние вышли из своих укрытий.
В пещерах часто создают святилища, в которые помещают мумии умерших. В центре размещают алтарь, куда ставят какой-либо предмет силы: идол, камень, или например череп знатного или могущественного покойного. Индейцы стараются заручиться поддержкой предков, предлагая им различные подношения.
Духи первопредков могут приносить как добро, так и зло. Они воздействуют на животных и на людей. Когда злой дух вселяется в человека, этот человек быстро теряет вес, а затем умирает. Для того, чтобы задобрить враждебную сущность, индейцы проводят обряд с подношениями. Если жертва будет принята, человек может поправиться.
Из всех этих перуанских мифов явно прослеживается крепкая связь мира живых и мира мертвых. Эта тема часто затрагивается в искусстве индейцев. Мы подробно рассказывали об одном из предметов (инкрустированное деревянное блюдо культуры Чиму из коллекции Национального музея антропологии и истории Перу в Лиме), наглядно иллюстрирующем такую связь в публикации Шедевры индейского искусства: Значение cцены сбора раковин.
Также из описанных мифов явно следует ассоциация культа предков с темой плодородия. Такая связь свойственна не только верованиям поздних перуанских народов (Чиму, Инки). Подобные мотивы можно найти и в искусстве более ранних культур, например Викус, Наска (см. Культ трофейных голов индейцев Наска) или Рекуай (см. Пакча: ритуальный сосуд древних Анд).
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.