Блог

Индейские духи гор

В верованиях инков, кроме основных богов, к которым можно отнести троицу Инти (солнечный бог), Ильяпу (бог грома и молний) и Виракочу (бог-создатель) и примыкающих к ним Пачакамака (второй бог-создатель) и Тонапу (бог по значению близкий Ильяпе), выделялись также и более мелкие божества. Их можно называть духами или первопредками, т.к. инки строили свои родословные от божеств. Некоторые из этих духов-первопредков олицетворялись в виде горных пиков.

Вид на террасы древнего города инков Мачу-Пикчу. Дмитрий Кессель, 1947. Фотография из коллекции Life Magazine.
Вид на террасы древнего города инков Мачу-Пикчу. Дмитрий Кессель, 1947. Фотография из коллекции Life Magazine.

Несмотря на то, что эти божества были явно менее могущественны, чем представители верховного пантеона богов, инки почитали их не меньше. Считалось, что помощь духов получить проще, чем добиться внимания со стороны Инти, Иллапы, Виракочи и даже Пачакамака. На это были в том числе и вполне объективные причины. В манускрипте Уарочири изложен миф о том, как однажды правитель инков просил помощи у богов и духов.

Тупак Инка Юпанки. Рисунок неизвестного автора, 1616 г. Коллекция The J. Paul Getty Museum, Los Angeles.
Тупак Инка Юпанки. Рисунок неизвестного автора, 1616 г. Коллекция The J. Paul Getty Museum, Los Angeles.

После успешных завоевательных походов, объединивших под его началом все провинции, правитель инков Тупак Инка Юпанки на долго время прекратил все войны. Наступило счастливое мирное время, которое было прервано восстаниями племен Аланку, Каланко и Чаке, которые желали отделиться от империи Инков.

Несмотря на то, что инки собрали тысячи воинов, война продолжалась уже 12 лет. Все инкские войска были разбиты. правитель волновался за судьбу империи.

Однажды Тупак Инка Юпанки задумался: "Зачем мы поклоняемся всем этим богам? Зачем подносим им золото, серебро, одежду, еду? Что мы получаем взамен? Довольно! Я потребую их помощи в битве с моими врагами!". Сказав так, он призвал всех богов и духов, которые получали подношения от инков, явиться к нему на встречу.

Все боги и духи откликнулись на призыв. Даже Пачакамак прибыл на встречу. Все, кроме одного. В то время, когда паланкины с богами и духами уже прибывали на центральную площадь в Куско, Париа Кака (Paria Caca) все еще раздумывал, стоит ему ехать или нет. В итоге он решил послать своего сына, Мака Уиса (Maca Uisa), разузнать, что будет обсуждаться на встрече.

Мака Уиса прибыл на площадь уже к самому началу собрания.

Правитель инков обратился к собравшимся: "Отцы, боги и духи, вы знаете как преданно я вам служу, поднося золото и серебро. Придете ли вы мне на помощь теперь, когда я потерял тысячи своих людей?"

Никто не подал голоса в ответ.

Тогда правитель снова заговорил: "Неужели люди, которых вы создали и воспитали, погибнут таким образом? Если вы оставите нас в беде, я немедленно сожгу вас всех, все ваши идолы и изображения!

Зачем мне служить вам? Зачем мне подносить вам золото, серебро, еду, напитки, моих лам и все прочее, чем я владею? Теперь, когда вы увидели глубину моей печали, неужели не придете вы на помощь? Если вы откажете, я сожгу вас!"

Пачакамак подал голос в ответ. Он сказал, что сохранял молчание потому, что не может прийти на помощь, т.к. его сила слишком велика. Он может обрушить свою ярость на врагов инков, но в этом случае будут уничтожены и враги, и инки, и весь мир.

После слов Пачакамака тишина воцарилась вновь. Никто из менее значимых божеств и духов не желал ничего говорить. В полной тишине заговорил лишь Мака Уиса. Он вызвался помочь, сказав, что правитель инков и его люди должны оставаться в Куско. Мака Уиса же пойдет к врагам и подчинит их инкам раз и навсегда.

Правитель инков предоставил божеству свои личные носилки и самых сильных и быстрых носильщиков.

В скором времени Мака Уиса прибыл на вершину холма перед поселением врага. Он вызвал легкий дождь, который ввел его противников в недуомение. Они не понимали, что это значит и стали готовиться к битве.

Дождавшись завершения их приготовлений, Мака Уиса разверз пропасти на месте их деревень. Молнии поражали сильнейших воинов врага. Лил жуткий дождь, и грязевые потоки смывали дома и людей. В живых остались лишь немногие.
Мака Уиса прекратил уничтожать врагов, отобрал часть уцелевших и забрал их с собой в Куско.

Тупак Инка Юпанки лично встретил бога, спрашивая, что тот пожелает в качестве платы за помощь. Мака Уиса потребовал, чтобы инки признали себя его детьми. Правитель инков был слишком напуган, чтобы отказать, увидев силу божества.

Затем Тупак Инка Юпанки велел принести угощения. Мака Уиса отказался от еды, как отказался и от женщин. Он потребовал принести раковины роговой устрицы (спондилюс), которые тут же, издавая громкий хруст, съел. После этого Мака Уиса собрался и уехал к своему отцу.

С тех пор инки почитают Мака Уиса, приносят ему жертвы и устраивают в честь него церемонии.

Мака Уиса в данном мифе, по всей видимости, является частью духа Париа Кака, олицетворенного в самом высоком пике одноименного горного хребта в Андах. Не дождавшись помощи от верховного божества Пачакамак, инки обращаются к духу горы, сил которого более чем достаточно, чтобы разгромить самых могущественных врагов империи. В качестве благодарности они признают его своим первопредком и подносят раковины спондилюса, которые ценились выше золота и серебра.

Фигурки лам из раковин спондилюса. Инки, 1400-1550 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.
Фигурки лам из раковин спондилюса. Инки, 1400-1550 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

Подношения духам гор не всегда ограничивались раковинами и другими ценными предметами. Иногда им приносили и человеческие жертвы.

В рамках одного из жертвенных обрядов со всей империи отбирали самых красивых детей, которых доставляли в Куско. Верховные жрецы при участии правителя проводили ритуалы, которые определяли место принесения в жертву. С соблюдением определенной последовательности церемониальных действий детей отправляли к священным местам, часто находившимся высоко в горах. Там их сознание одурманивали наркотиками и оставляли замерзать, либо умерщвляли силой.

Мумия ребенка из Серро-Эль-Пломо.
Мумия ребенка из Серро-Эль-Пломо.

На месте подобных жертвоприношений, помимо тела ребенка, часто находят и небольшие фигурки из золота или серебра. Такие статуэтки могли изображать людей, лам, божеств. Одежда фигурок людей часто напоминает одеяние жертв.

Женская фигура. Инки, 1450-1534 гг. н.э. Коллекция The Museum of Fine Arts, Houston.
Женская фигура. Инки, 1450-1534 гг. н.э. Коллекция The Museum of Fine Arts, Houston.

Принесение в жертву детей не было каким-то рутинным событием. Такие жертвоприношения осуществлялись только в связи с очень серьезными событиями: смерть или тяжелая болезнь правителя, природный катаклизм. Быть избранным в качестве жертвы было очень почетно, именно поэтому для этих целей отбирали самых красивых детей, т.к. им отводилась роль посланников.

Духи гор помогали не только в непредвиденных сложных ситуациях. Они также контролировали источники воды, отвечали за рост растений и здоровье животных, управляли погодой и обеспечивали защиту от врагов. Они иногда даже враждовали между собой, но об этом мы напишем как-нибудь в следующий раз.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.