
Так, индейцы уичоль считали, что ткачество является своего рода шаманизмом. Ткани в этом случае были продуктом внетелесных видений ткачей, результатом событий, свидетелями или участниками которых была духовная сущность (см. Сны ацтеков и реальность). Процесс создания ткани, как и шаманские практики, с точки зрения индейцев, представлял собой трансформацию окружающего мира, результаты которой зависели от мастерства ткача. Труд хорошего мастера называли «цветком и песней», продукт же плохого ремесленника напоминал «початок кукурузы».
Лучше всего связь прядения и трансформации энергии отражена в головном уборе богини Тласолтеотль, состоящем в том числе из пары веретен с непряденым хлопком. Богиня поглощает мусор и грязь, преобразуя их в удобрения, питающие жизнь. Точно так же из спутанных волокон хлопка в процессе прядения создается тонкая нить, которая затем превращается в ткань.

Процесс создания ткани, таким образом, представлял собой миниатюрную модель изменений мироздания. Здесь, например, можно увидеть рождение и смерть, и следующую за смертью новую жизнь. Так, веретено, на которое наматывается нить, растет в размерах, напоминая женщину, несущую ребенка в утробе. Затем из нити получают ткань, а веретено освобождается от нити, как женщина в процессе родов. Неслучайно покровителями ткачей одновременно считались многие богини из комплекса божеств плодородия, в т.ч. уже упомянутая Тласолтеотль, а также Ишкуина, Шочикецаль, Тетеоиннан и т.д.
Ассоциация ткачества с родами прослеживается в поговорках-загадках, некоторые из которых были записаны Бернардино де Саагуном (перевод A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):
«Что беременеет за один день? - Веретено.
Что это за вещицы, которые танцуя приобретают животы, беременеют? - Веретена.»

Ткачество и прядение часто и вовсе приравнивалось к родам. Более того, в Мезоамерике связи между ткачеством и родами часто приписывали магические свойства, сосудом и олицетворением которых являлся ткацкий станок и инструменты ткача. Так, ткацкие палочки акушерки клали на живот роженицы, дабы облегчить ее боль и страдания и ускорить процесс родов.
Интересно, что ткацкий станок в мезоамериканских мифах часто выступает защитой от сексуальных посягательств. Например, в мифах майя-кекчи (территория современного Белиза), колибри пытается вступить в связь с девушкой, но не может этого сделать до тех пор, пока не находит способ отвлечь ее от ткацкого станка. У индейцев из района современного Сенау эта история немного дополнена. После того как колибри добивается своей цели, девушка продолжает работу за ткацким станком, но создает исключительно узоры с птицами.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.