Блог
2020-09-24 09:00

Мировое древо и пять частей света. Кодекс Фейервари-Майера

Первая страница кодекса Фейервари-Майера (Fejervary-Mayer) великолепно демонстрирует картину мира, каким его видели ацтеки (предположительно).

Мировое древо. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

Все изображение условно разделено на пять основных частей.

Центр мира

В центральном поле, символизирующем центр мира, представлен Бог Огня, который легко узнаваем по огненно-красному цвету кожи. Он является прародителем, матерью и отцом всех богов. Его также почитали как Властителя четырех сторон света, Того, кто есть пуп земли, Старого бога, Желтое лицо, Язык пламени, Бога середины и центра и Повелителя Красного дома рассвета.

Голова Старого бога. Веракруз, 600-900 гг. н.э. Коллекция The Birmingham Museum of Art.

Верхняя половина лица его окрашена в желтый цвет, нижняя - в черный. Головной убор украшен изображением птицы котинга надо лбом и ухом ягуара на затылке. В правой руке бог удерживает копьеметалку, в левой - несколько копий-дротиков.

Старый бог. Ацтеки, примерно 1500 гг. н.э. Коллекция Kimbell Art Museum, Форт-Уэрт, Техас.

В четырех направлениях от божества расходятся кровавые ручьи, обозначающие четыре стороны света: восток, север, запад и юг.

Восток


Восток. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

Сверху от центральной части изображено поле, в основании которого находятся ступени. Как и лестницы храмовых пирамид, они окрашены в красный цвет. Над ступенями расположен символ солнца, который явно указывает на то, что эта часть символизирует восточную часть мира - солнечное царство.

Камень солнца. Ацтеки (?), 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.

Над солнечным диском возвышается цветущее дерево, в ветвях которого сидит птица кетсаль. Яркие цветы и зеленое оперение кетсаля символизируют богатство, живительную влагу, плодородие и процветание. Индейцы верили, что именно восточные ветры приносят дожди. На востоке же обитали и души убитых и принесенных в жертву воинов.

Рядом с этим полем находится окончание одного из кровавых ручьев, которое выполнено в виде руки Бога Солнца.

Север


Север. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

В поле слева от центральной части изображено дерево в виде колючей агавы с разветвленным стволом. Мрачную картину дополняет хищная птица: в ветвях дерева сидит орел.

У основания дерева стоит ритуальная чаша, в которой находятся окровавленные кости и резиновый мяч. Содержимое блюда символизирует ритуал жертвоприношения, кровопускания.

Изображение мертвого воина. Ацтеки, 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia.

Образ орла не случаен. Принесенных в жертву Богу Солнца воинов называли воителями орла, или обитателями края орлов.

Эта часть света ассоциировалась с безжизненными пустынными территориями, степями, колючими растениями и опустошающей войной.

Кровавый ручей, идущий от бога огня из центра мира, оканчивающийся рядом с этим полем, принимает форму ноги-культи бога Тескатлипока.

Тескатлипока. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

Запад


Запад. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

С запада, со стороны заходящего солнца, где земля поглощает солнечный свет, выходят монстры-демоны, ассоциирующиеся с солнечным затмением, ночной темнотой. Согласно мифам, когда-то они были звездами, но затем были изгнаны и превратились во властителей царства тьмы. Именно эти существа станут предвестниками и инициаторами уничтожения мира.

Из головы монстра прорастает дерево с длинными плодами по всему стволу. На кончиках ветвей дерева находятся шары, вероятно, из перьев. В ветвях дерева сидит колибри.

Запад ассоциировался с закатом, луной, женщиной и кукурузой. В этой части света, согласно мифам, произрастали все мыслимые и немыслимые растения, употребляемые в пищу. Вытянутые плоды западного дерева, вероятно, представляют собой початки маиса.

Богиня кукурузы. Ацтеки, 1500 гг. н.э. Коллекция National Museum of Mexican Art, Чикаго.

Кровавый ручей, идущий от бога огня, оканчивается рядом с западным полем изображением ребер и позвоночника, т.к. запад - область мертвого (заходящего) солнца.

Юг


Юг. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Ацтеки. Коллекция World Museum, Ливерпуль.

В поле справа от центра изображена огромная раскрытая пасть, забирающая жизни умерших. Эта часть света, где солнце проводит большую часть года, ассоциировалась с огнем, теплом, пальмами, какао.

Из пасти прорастает дерево какао, с хорошо узнаваемыми плодами по всему стволу. В ветвях сидит желто-зеленый попугай.

Интересно, что эта южная часть мирового дерева отдельными элементами напоминает северную: одинаковое расположение ветвей, очень похожие друг на друга цветы. Сходство можно увидеть и в окончании кровавого ручья, протекающего рядом с южным полем. Оно выполнено в виде головы бога, окраской лица напоминающего Тескатлипоку, чьей ногой завершался северный ручей. Вероятно, это связано с тем, что одним из воплощений Тескатлипоки был принесенный в жертву бог Тлакочкалко - воитель дома копий, покровитель погибших воинов и хранитель арсеналов. Он ассоциировался с севером и играл важную роль в погребальных ритуалах и церемониях кремации. Но в то же время Тескатлипоку называли и воином юга. Таким образом, он ассоциировался сразу с двумя сторонами света.

Тескатлипока. Ацтеки, 1400-1521 гг. н.э. Коллекция The British Museum.

Такими видели ацтеки пять частей света. Мы не стали углубляться во множественные смысловые пласты данного изображения. Так, например, вовсе не упомянута календарная символика и летоисчисление. Возможно, напишем об этом в другой раз.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.