Несмотря на отсутствие сословных ограничений или запретов, определенные правила и этические нормы потребления жвачки, которую ацтеки также называли чикл или чапапоте, существовали. В основном они касались публичного жевания, которое без ограничений было дозволено лишь молодым незамужним женщинам и детям.
Мужчины практически никогда не жевали жвачку на публике, так как, будучи замеченными за этим занятием, они автоматически приобретали статус "женоподобных" (этот термин ацтеки применяли для обозначения гомосексуалистов).
Замужние и пожилые женщины, а также вдовы тоже не жевали на глазах у посторонних. Дело в том, что жвачка была своего рода символом семейного положение, сексуального статуса, признаком поиска партнера, а потому, если чья-то жена, вдова или мать жевали на публике, они приравнивались к блудницам, женщинам легкого поведения.
Бернардино де Саагун подчеркивает, что громкое, демонстративное жевание чикл было явным признаком проституток, которые не просто жевали, а скорее клацали зубами, как кастаньеты. Их также можно было вычленить из толпы по сильному сладкому запаху, т.к. они обильно поливали себя духами и использовали ароматические травы сверх всякой меры.
Интересно, что нормы потребления жвачки, а также связь с сексуальным статусом, нашли свое отражение и в религии ацтеков.
Так, Шочикецаль, будучи молодой богиней любви, плодородия, искусств и сексуальных удовольствий, покровительницей проституток и любовников, иногда изображалась с черным пятном битума вокруг рта. Эта деталь, с одной стороны, должна была подчеркивать ее привлекательность и половозрелость, но также и символизировала сексуальную распущенность, доступность.
Значительно чаще черным пятном битума украшался рот другой молодой богини земли. Тласольтеотль была одновременно олицетворением и греха, и очищения. Она нередко изображалась обнаженной либо в очень короткой юбке. Прослеживается и ее связь с проститутками, которых называли женщинами Тласольтеотль. Таким образом, деталь образа в виде битумного пятна вокруг рта еще более показательна в данном случае и символизирует и молодой возраст, и запретные страсти, и сексуальность, и способность богини очищать от грехов, пожирая их.
Источники:
- Bernardino de Sahagun. Florentine Codex: General History of the Things of New Spain. Translated and edited by Arthur Anderson and Charles E. Dibble, 1950-1982.
- Jennifer P. Mathews. The Chewing Gum of the Americas, from the Ancient Maya to William Wrigley. University of Arizona Press, 2009.
- Geoffrey G. McCafferty, Sharisse D. McCafferty. The metamorphosis of Xochiquetzal: a window on womanhood in pre- and post-conquest Mexico. Manifesting Power, 1999.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.