Ацтекские календари обычно описывают в виде сочетания циклов. В солнечном календаре Шиупоуалли дата определяется двумя циклами: дней и месяцев (см. "Шиупоуалли - солнечный (светский) календарь ацтеков"). В ритуальном календаре Тональпоуалли циклов было значительно больше.
Тональпоуалли - счет дней
Ритуальный год ацтеков длился 260 дней и состоял из 20 тресен, каждая из которых включала в себя 13 дней. Счет дней вели не совсем привычным нам образом. Циклы из 13 чисел дня и 20 знаков дней шли независимо, параллельно друг другу, начинаясь с единицы и сипактли соответственно, затем двойка и эекатль, тройка и калли и т.д. После дня 13 акатль последовательность чисел начинается снова с единицы. Таким образом, следующий день будет 1 оцелотль. Точно так же, когда в день 7 шочитль последовательность знаков дней подходит к концу, перечисление начинается сначала. Следующим днем становится 8 сипактли. Таким образом, все 260 дней ритуального календаря имели уникальное наименование.
Последовательность счета дней великолепно проиллюстрирована испанским миссионером Бернардино де Саагуном (Bernardino de Sahagun) в его Всеобщей истории вещей Новой Испании (General History of the Things of New Spain), также называемой Флорентийским кодексом.
13 владык дня
Цикл в 13 дней был в случае Тональпоуалли первичным по отношению к тресенам. Число 13 вовсе не случайно, а соответствует числу владык дня. Часть исследователей считает, что ацтеки делили дневную часть суток на 13 часов, каждым из которых правил определенный бог. Число 13 также соответствует и числу уровней небес в ацтекской мифологии.
Таким образом, число, которое обозначали соответствующим количеством точек-кружочков, выступало в качестве номера-идентификатора владыки.
Шиутекутли - "владыка года", бог огня, прародитель богов;
Чальмекатекутли - "владыка ночи", бог жертвоприношений;
Тлауискальпантекутли - "владыка восхода", бог утренней Венеры;
Ситлаликуэ - «она в юбке из звезд», созидающая богиня.
20 знаков дней
Об этом цикле и богах-покровителях, связанных с ним, мы уже рассказывали в публикации Шиупоуалли - солнечный (светский) календарь ацтеков. Стоит отметить, что если в солнечном календаре цикл из 20 знаков был определяющим, то в ритуальном календаре он становится вторичным.
Элементы в этом цикле соответствовали частям тела, органам живых существ, в том числе человека.
Другие циклы
Кроме циклов из 13 и 20 элементов, ритуальный календарь включал и другие. Одна из последовательностей была также связана с делением суток на часы. Если дневная часть состояла из 13 часов и была связана с 13 божествами - владыками дня, то ночная часть состояла из 9 часов, которые ассоциировались с 9 владыками ночи. Цикл из девяти соответствующих элементов также учитывался в ритуальном календаре.
Существовал также и дополнительный цикл из 13 составных частей, которые получили название "воладорес" (летуны), т.к. олицетворены в существах, способных летать: птицы и бабочка. Все эти создания также ассоциируются с отдельными божествами.
Таким образом, каждой дате ритуального календаря соответствовали как минимум 1 воладорес и 3 бога: владыка дня, владыка ночи и соответствующее знаку дня божество.
Трактовка дней и определение предзнаменований в рамках этого календаря требовали существенно больших знаний по сравнению с солнечным (светским) календарем.
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.