Этот момент времени, после которого календари начнут отсчет заново, имел особое значение. Ацтеки верили, что эпоха пятого солнца (см. 5 эпох, 5 солнечных светил, 6 богов: Кого ацтеки называли богом солнца?) закончится именно в конце одного из 52-летних циклов, а потому в последнюю ночь проводился ритуал обновления, который, в случае успеха, гарантировал существование мира на следующие 52 года.
Огонь и солнце
Ацтеки считали, что огонь является фундаментальным элементом мироздания: все вокруг содержит огненную частицу. Огонь был центром мира, как очаг был центром дома, а ритуальная жаровня/курильня - центром храма.Бога огня Шиутекутли называли Тем, кто есть пуп земли, Богом середины и центра. Одно из других его имен звучало как Владыка года, ведь именно он как Старый бог следил за проведением церемонии нового огня, или связывания лет.
Связь огня и солнца прослеживается и в мифе о пятом солнце и луне. Тексистекатль и Нанауацин вошли в пламя костра для того, чтобы превратится в дневное и ночное светила.
Подготовка к церемонии
Ацтеки гасили все источники огня. Это касалось как ритуальных, так и домашних очагов. Все пламя должно было быть погашено.Кроме того, в течение дня необходимо было тщательно убраться и избавиться от старых вещей. Индейцы выбрасывали посуду, одежду, камни для домашнего очага, ломали мебель. Изображения и скульптуры богов могли также выбросить в реку или озеру, либо тщательно очистить. Обновление мира индейцы начинали с обновления окружающих их предметов.
Считалось, что в предстоящую ночь особенно активны Цицимиме - монстры-скелеты, ассоциировавшиеся с затмением, ночной тьмой, звездами, а потому индейцы прятали женщин и детей, дабы демоны не нашли их.
Проводились вспомогательные ритуалы, которые должны были способствовать благоприятному исходу основной церемонии.
С наступлением темноты все замирало. Индейцы залезали на крыши домов и, затаив дыхание, ждали того, что должно произойти.
Церемония нового огня
С заходом солнца жрецы в одеяниях, масках и головных уборах различных богов выдвигались в сторону Серро де ла Эстрелья - священной горы в восьми километрах от Теночтитлана. Колонна богов двигалась в полной тишине. Возглавлял процессию имперсонатор Кецалькоатля.Жрецы несли связки тростника. Каждая из них состояла из 52 стеблей, символизируя связывание лет.
Тем временем простые жители выходили из своих домов и также двигались в сторону горы. Жители отдаленных мест восходили на ближайшие к ним возвышенности, дабы иметь возможность увидеть возникновение нового огня на вершине Серро де ла Эстрелья.
Церемония начиналась не сразу. Жрецы ждали того момента, когда звездное скопление Плеяды будет точно в зените. Как только это происходило, верховный жрец в костюме Шиутекутли вырезал сердце из груди жертвы. В пустое отверстие в груди помещалось дощечка и палочки для добычи огня трением. Верховный жрец приступал к процессу розжига, а все вокруг следили, затаив дыхание: если пламя не появится, то конец света неизбежен, и всех людей поглотят монстры Цицимиме.
К счастью, пламя всегда разгоралось. С помощью этого нового огня разжигали огромный костер, дабы все вокруг могли увидеть, что церемония завершена, и люди могут спокойно жить следующие 52 года.
Увидев свет на горе, индейцы радовались, кричали, протыкали уши и плескали вытекающую кровь в сторону горы, как подношение богам. Весь следующий день, после короткого утреннего поста, люди будут праздновать наступление нового века из 52-х лет.
Пламя переносили в Теночтитлан в храм Уицилопочтли на вершине Темпло Майор. Гонцы разносили зажженные факелы по всем храмам огня, передавая огонь из рук в руки. Из этих храмов желающие забирали частицу пламени в домашний очаг.
Таким образом, от костра, разожженного в грудной клетке жертвы, все источники огня разжигались заново каждые 52 года. Мир полностью обновлялся.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.