Сосуд составляет единое целое со скульптурным изображением бога смерти Миктлантекутли. Его лицо лишено плоти, а потому глаза не прикрыты веками, а зубы обнажены в ужасающей улыбке. Когтистыми руками он обхватил урну, как бы демонстрируя, что ее содержимое уже его собственность.

Несмотря на то, что Миктлантекутли представлял собой саму смерть, а также был владыкой малоприятного места под названием Миктлан, он был необычайно почитаемым богом. Прежде всего потому, что с ним предстояло встретиться большинству людей, т.к. именно в Миктлан попадали все, кроме: воинов, погибших в бою; женщин, умерших в процессе родов; людей, принесенных в жертву; тех, чья смерть была связана с водой, и, конечно, младенцев. Всем остальным было суждено предстать перед влыдыкой Миктлана.
Благодаря множественным изображениям бога смерти мы можем восстановить и идентифицировать отдельные элементы его образа даже в случаях, когда они представлены схематично. Тем не менее многие детали по-прежнему трактуются неоднозначно. В качестве примера можно привести головной убор бога смерти.
Часто его описывают как изображение раковины стромбуса, украшенного перьями совы или бумажными флагами. С перьями и флагами все достаточно логично: совы считались посланниками Миктлантекутли, а бумажные флаги и связки (обычно окрашенные в черные и белые цвета) ассоциировались со смертью. Однако раковина являлась скорее атрибутом Кецалькоатля, символизирующего жизнь, а не смерть.

Очевидно, что головной убор Миктлантекутли должен быть связан скорее с царством мертвых, чем с миром живых. В этом контексте, правдоподобнее звучит предположение о том, что так изображали вход или портал в Миктлан, а потому это скорее стилизованная воронка.

Так, в исторических источниках упоминается водоворот на озере Тескоко, который являлся местом жертвоприношений. Индейцы верили, что это своего рода портал в загробный мир, который работал в обе стороны. В сухой сезон он выглядел как водоворот, жадно засасывающий все в потусторонний мир, а во время дождей превращался в фонтан, изрыгающий все в мир живых. Это место индейцы называли Пантитлан, или место между флагами, что также символично.
Источники:
- Diego Duran. Historia de las Indias de Nueva España e Islas de Tierra Firme escrita en el siglo XVI. Edited by A. M. Garibay, 1967.
- Bernardino de Sahagun. Historia general de las cosas de Nueva España. Edited By Angel María Garibay K., Mexico, 1956.
- Gabriel Espinosa Pineda, María Montserrat Camacho Ángeles. Iconografia de la Pricipal Deidad Prehispanica de la Muerte en el Centro de Mexico. Temas americanistas, 41, 2018.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.