Свое представление о времени ацтеки заимствовали от предшествующих культур. Нечто подобное ацтекскому календарю существовало еще у ольмеков. В целом, все мезоамериканские календари имели определенное сходство. Так, пожалуй, все народы Мезоамерики имели два календаря: ритуальный и солнечный. Первый исходил из деления года на 260 дней, второй - на 365 дней. Раз в 52 года по солнечному и в 73 года по ритуальному, календари совпадали, знаменуя окончание века.
Солнечный календарь ацтеков
Календарь Шиупоуалли (счет лет) служил в качестве светского календаря и исходил из деления года "шиуитль" на 18 месяцев по 4 недели из 5 дней каждая. Таким образом, в году было 360 дней. Чтобы привести его в соответствие с астрономическим, добавлялась дополнительная неделя из пяти дней "немонтеми" - "дней, когда все напрасно". Этот период времени считался очень неблагоприятным для каких-либо серьезных дел. Люди старались не выходить из домов и даже не готовить, дабы не привлечь внимание недоброжелательных духов.
Фундаментальной единицей солнечного календаря являлись 20 дней, составлявшие месяц. Отсчет велся непрерывно, каждый месяц начинался с одного и того же знака дня (сипактли), но с разным знаком месяца.
Каждый день имел свое название, определенного бога-покровителя и предзнаменование (хорошее/нейтральное/плохое):
Сипактли (крокодил) - Тонакатекутли ("владыка нашего бытия", бог-созидатель) - хорошее;
Эекатль (ветер) - Кецалькоатль ("пернатый змей", бог ветра и науки) - плохое;
Калли (дом) - Тепейоллотль ("сердце гор", бог гор, ягуаров и горного эха) - хорошее;
Куэцпаллин (ящерица) - Уэуэкойотль ("почтенный старый койот", бог веселья и разврата) - хорошее;
Коатль (змея) - Чальчиутликуэ ("она в одежде из зеленого камня", богиня рек и озер) - хорошее;
Микистли (смерть) - Тексистекатль ("бог морской улитки", бог луны) - плохое;
Масатль (олень) - Тлалок ("тот, кто заставляет растения прорастать", бог дождя) - хорошее;
Точтли (кролик) - Майяуэль ("богиня из агавы", богиня плодородия и пульке) - хорошее;
Месяцы также имели названия, религиозный подтекст и были посвящены тому или иному божеству. Раз в месяц проводился праздник-обряд, посвященный покровителю. Связь с богом-покровителем и/или обрядом прослеживалась в самом названии месяца.
Этсалькуалистли (поедание каши из бобов) - Тлалок;
Текуильуитонтли (маленький праздник владык) - Шуишточиуатль, Шочипилли;
Уэй Текуильуитль (большой праздник владык) - Шилонен;
Миккаильуитонтли (маленький праздник мертвых) - Уицилопочтли;
Уэй Маккаильуитль (большой праздник мертвых) - Шиутекутли;
Очпанистли (подметание дороги) - Тласольтеотль;
Теотлеко (возвращение богов) - Тескатлипока;
Тепеиуитль (праздник гор) - Тлалок;
Кечолли (попугай) - Мишкоатль-Камаштли;
Панкецалистли (поднятие флагов) - Уицилопочтли;
Атемостли (воды спускаются) - Тлалок;
Тититль (сжатие или сморщиванние) - Иламатекутли;
Ицкалли (росток) - Шиутекутли.
Пять последних дней года не выделялись в отдельный месяц. В эти дни индейцы не проводили ритуалы. Несмотря на то, что последняя неделя как бы выпадала из календаря Шиупоуалли, эти дни попадали под действие ритуального 260-дневного календаря.
Доподлинно неизвестно, как индейцы корректировали календарь на високосный год. Предполагается, что они либо добавляли дополнительный день раз в 4 года, либо 13 дней раз в 52 года.
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.