Действительно, человек в шлеме сидит на объекте, напоминающем ракету. Ну чем не древний космонавт?
Правда, некоторые моменты все-таки смущают. Довольно странно, что представители столь высокоразвитой цивилизации летали на ракетах верхом, судорожно цепляясь руками за выступы. Также вызывает сомнения способность шлема хоть как-то защитить древнего космонавта.
Подобные сосуды не редкость. Есть похожие изображения и в других музейных коллекциях. Например, на сосуде из коллекции Британского музея человека вполне можно представить стоящим за пультом управления ракетой.
Стоит, однако, ввести немного дополнительной информации и подобная керамика становится не такой загадочной.
Приведем фотографию жителя прибрежной зоны провинции Трухильо, Перу, плывущего на лодке к берегу.
Традиционные перуанские лодки из тростника имеют довольно интересную форму: вытянутый нос и обрубленная задняя часть. Кривизна носа достаточно сильно варьируется. Изогнутая носовая часть позволяет преодолевать прибой и волны, чтобы рыбачить на глубоководье.
Подобные лодки использовались индейскими рыбаками в течение многих сотен лет и, судя, например, по керамике культуры моче (100 гг. до н.э. -800 гг. н.э.) мало изменились со временем.
Интересно, что если рассматривать не примитивные схематичные, а детализированные объекты, то провести аналогию с космическими кораблями становится сложнее.
На сосуде их коллекции Чикагского института искусств явно видно изображение воды, омывающей лодку. В руках человека не загадочный пульт или уступ, за который он держится, а вполне обычное плоское весло.
Такие лодки сейчас, как и в прошлом, делают из четырех связок тростника (две короткие и две длинные), скрепляя их вместе веревкой. В центре конструкции образуется углубление, которое используется как ящик для рыбы и сетей. Лодки из тростника необычайно удобны в использовании благодаря небольшой длине (4-5 метров) и весу (в районе 20 кг.) Их легко можно заменить в случае порчи: два рыбака могут связать новую всего за пару часов. Материал для изготовления доступен повсеместно.
Формы лодок незначительно различаются, но очертания остаются вполне узнаваемыми. Спутать их с космическим кораблем или ракетой можно, но для этого требуется недюжинная фантазия и огромное желание.
Очень детализированное изображение лодки находится в коллекции Музея искусств Цинциннати.
В данном случае мастер выгравировал даже рыбацкую сеть, лежащую в углублении по центру лодки. На носу лодки сидит морская птица.
Стоит отметить, что мотив рыбацких лодок встречается в искусстве перуанских индейцев довольно часто. Вероятно, это связано с неким сакральным значением, вкладываемым ремесленниками в эти образы. Удивительное мастерство и детализация многих предметов также свидетельствуют в пользу подобного предположения.
В некоторых случаях мы можем предположить, каким был скрытый смысл представленных образов.
Так, на серебряном кулоне мы видим сцену добычи раковин спондилюса, которую достаточно подробно описывали ранее (см. Шедевры индейского искусства: Значение cцены сбора раковин). Форма лодки в данном случае очень напоминает лодку из тростника.
Тем не менее в подавляющем большинстве случаев мы можем только гадать над тем, что же подразумевал автор, создавая тот или иной предмет/изображение. Совершенно очевидно лишь то, что с космическими кораблями рыбацкие лодки не имеют ничего общего.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.