Связь бога ветра с обезьяной и змеей. Скульптура из собрания Музея искусств Метрополитен
В собрании Музея искусств "Метрополитен" находится пусть и небольшая (39,5 см. в высоту), но замечательная по замыслу и исполнению ацтекская скульптура Кецалькоатля, представленного в виде паукообразной обезьяны в облачении бога ветра Ээкатля.
Сама поза животного символична. На первый взгляд кажется, что передние конечности обезьяны уперты в пьедестал, однако это обманчивое ощущение: передними, поднятыми вверх и заведенными за спину лапами, она удерживает свой хвост, завитый спиралью. Соответственно, изображение вовсе не статично, т.к. примат запечатлен в динамике, в погоне за своим хвостом.
Паукообразные обезьяны очень подвижны, пластичны, постоянно крутятся и вертятся, гоняются за своим хвостом подобно вихрю, а потому они часто отождествлялись с Кецалькоатлем-Ээкатлем. Связь бога ветра с этим животным прослеживается и в мифе о сотворении мира (о пяти солнцах), когда последние выжившие обитатели эпохи второго солнца обратились обезьянами.
Вытянутые губы обезьяны символизируют дуновение ветра. Крупные ушные украшения выполнены в виде глифов «драгоценность», подчеркивающих божественную суть изображенного животного, и изогнутых кулонов, напоминающих раковины. На груди бога, под ожерельем, окаймленным морскими ракушками, представлена его пятиконечная эмблема-пектораль с символом ветра/звука/раковины, выполненного в виде завитка.
Раковина стромбуса – важный атрибут Кецалькоатля. С ней было связано задание, порученное богу ветра и Шолотлю коварным богом смерти Миктлантекутли в мифе о сотворении людей. Кецалькоатль и его спутник должны были четырежды обойти царство мертвых, трубя в раковину. Лишь после этого они могли забрать кости обитателей предыдущих миров. Завиток, символизирующий раковину, использовался ацтеками и для изображения ветра и звуков, пения и речи.
Бугристые края пьедестала, вероятно, являются отсылкой к образу змея, также отождествлявшегося с Ээкатлем. Змеи сворачиваются кольцом или обвивают различные объекты, образуя спираль, напоминающую вихрь. Часто они дополняют образ обезьяны в скульптурных изображениях Кецалькоатля-Ээкатля. Можно вспомнить и то, что само имя Кецалькоатля расшифровывается как пернатый змей.
Источники:
James Maffie. Aztec Philosophy: Understanding a World in Motion. 2014.
"Annals of Cuauhtitlan", in History and Mythology of the Aztecs: The Codex Chimalpopoca. Translated by John Bierhorst, 1992.
“Legend of the Suns,” in History and Mythology of the Aztecs. Translated by John Bierhorst, 1992.
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.