Переход от культуры паракас не произошел единомоментно, изменения накапливались постепенно. Ученые в качестве точки отсчета принимают смену традиции изготовления керамики. Исчезают гравировки; сложные сюжетные изображения, встречавшееся ранее на тканях, перемещаются на сосуды; меняется цветовая гамма рисунков и метод нанесения красок.
В качестве наглядного примера произошедших изменений приведем чашу позднего периода паракас из коллекции Музея искусств "Метрополитен" и сосуд раннего периода наска из собрания Музея искусств округа Лос-Анджелес.
Смена культурных традиций не была обусловлена каким-либо существенным усложнением организации общества или развитием технологий.
Люди наска по-прежнему не были объединены в государство: не было единого правителя, как не было и столицы. Предполагается, что наска были разделены на вождества, объединенные едиными культурными традициями.
Ранее считалось, что основным поселением наска являлся древний Кауачи, расположенный на 150 гектарах в долине Наска. Однако результаты более поздних исследований позволяют предположить, что это скорее церемониальный центр, использовавшийся скорее в ритуальных целях и как место паломничества. Реконструкции храмов и пространств Кауачи показали, что на позднем этапе центр полностью превратился в некрополь.
Говоря о ритуальных объектах, нельзя не упомянуть загадочные геоглифы - гигантские рисунки на земле непонятного назначения, часть из которых видна в том числе и из Кауачи. Существует множество версий о предполагаемых целях создания этих изображений и их смысле, но внятного объяснения, которое было бы принято всеми учеными, пока не представлено.
Жили люди наска в небольших поселениях вдоль рек, что вполне логично, т.к. на засушливой и пустынной территории южного побережья Перу только в узких речных долинах возможна сельскохозяйственная деятельность.
Наска выращивали кукурузу, тыкву, картофель, маниок, чили перец и т.д. Сажали и непродовольственные культуры: хлопок для тканей и галлюциногенные растения. Для повышения урожайности использовалась ирригационная система, которая частично функционирует и в наше время.
Наска также ловили рыбу и занимались скотоводством. Эксплуатация богатых морских ресурсов побережья и, возможно, разведение лам помогали людям наска выживать в засушливой местности.
Сложные климатические условия, в которых велась сельскохозяйственная деятельность, оказали влияние на религиозные воззрения наска, важным элементом которых был культ плодородия. Судя по сохранившимся изображениям на тканях и керамике, люди старались с помощью различных ритуалов задобрить силы природы, отвечающие за дождь, полноводие рек, подземные источники воды. Культ трофейных голов, о котором мы сделаем отдельную публикацию, по всей видимости, был также тесно связан с темой плодородия.
К сожалению, детальных сведений о религии наска до нашего времени не дошло. Считается, что божеств у них не было. Их место занимали мифические существа, олицетворявшие силы природы.
Важной составляющей частью религии было почитание предков, которые, вероятно, воспринимались как посредники между миром жизни и смерти, миром людей и мифических существ.
Умерших хоронили в неглубоких ямах 1,5-3 метра в глубину. Иногда для выравнивания стен использовали кирпич-сырец. Сверху могилу накрывали деревянными балками и тростником. Тела помещали в положении сидя.
Покойного оборачивали многими слоями ткани, формируя нечто похожее на кокон. Ткани очень хорошо сохранились благодаря засушливому климату и воздуху, насыщенному солью, которая выступает в качестве консерванта.
Несмотря на то, что при переходе от паракас к наска роспись по керамике становится основным способом создания изображений, качество тканей остается очень высоким. Используются разнообразные техники плетения, различные методы нанесения узоров. Основные материалы для изготовления - хлопок и шерсть, но встречаются и ткани с перьями.
Сюжеты напоминают изображения на керамике: птицы, рыбы, антропоморфные фигуры, мифические существа.
В качестве погребального инвентаря часто выступали и керамические изделия. Их размещали рядом с телом покойного.
Керамика наска очень разнообразна по форме и сюжету росписи. Качество изготовления чрезвычайно высокое. Толщина стенок некоторых найденных предметов лишь незначительно превышает 1 мм. Роспись многослойная, яркими красками. На одном сосуде могли применять более 10 различных цветов.
Ранние изображения натуралистичны: животные, птицы, насекомые, рыбы и растения изображались в их естественной среде. Образы часто настолько детальные, что позволяют определить вид животного/птицы.
В нашей коллекции есть один из поздних примеров подобного натуралистичного изображения (см. Шаровидный сосуд, Перу, культура наска, 0-600 гг. н.э.).
Постепенно появляется все больше типов сосудов. Сюжеты росписи к позднему периоду наска обрастают множеством деталей и приобретают очень сложные формы. Понять, что изображено на таких сосудах, можно только проследив эволюцию каждого конкретного образа. Сосуд с изображением Пятнистого Кота из нашей коллекции прекрасно это демонстрирует.
Отдельное место в искусстве Наска занимают изображения мифических существ.
В погребениях находят и металлические изделия. Золотые украшения и маски изготовлены из тонких листов металла, на которых выдавливался рисунок. На некоторых изделиях найдены следы пайки, что отличает их от изделий культуры паракас.
Были найдены и предметы из металлов, созданные с помощью литья.
Ремесленники наска использовали и другие материалы: дерево, кость и раковины.
Раковины очень ценились на всей территории Андского региона. Гравировки и инкрустации на раковинах изображали ритуальные сцены и образы мифических существ. В быту такие предметы явно не использовались.
Дерево и кость применяли для создания копьеметалок и орудий труда, таких как веретена, пряслица. Погребальные доски, которые устанавливали в могиле над покойным, тоже делали из дерева.
После 500 г. н.э. культура наска постепенно приходит в упадок. Вероятно, это связано с ухудшением климатических условий. Предполагается, что в это время Эль-Ниньо привело к серии наводнений и резким погодным изменениям, которые привели к потере урожая. Эль-Ниньо также влияет и на доступность морских ресурсов. Часть историков считает, что действия людей усугубляли ситуацию. Так, масштабные вырубки деревьев хуаранго могли способствовать эрозии почв.
Люди на южном побережье не исчезли, но их численность, вероятно, сильно сократилась. Позднее они попали под влияние культуры уари. Потомки наска жили в этих местах вплоть до прихода европейцев.
В настоящее время каких-либо надежных источников информации о загадочной культуре наска практически нет. Принесенные испанцами в Новый Свет болезни истребили почти все и без того немногочисленное местное население этих засушливых районов. Таким образом, были уничтожены и все устные свидетельства, которые, вероятно, передавались из поколения в поколение потомками наска.
На сегодняшний день единственными источниками информации об этих загадочных людях являются их удивительные предметы искусства.
Источники:
- Adine Gavazzi. La arquitectura de Cahuachi. January 2009.
- Donald A. Proulx. Nasca Ceramic Iconography: An Overview. September 2007.
- Francisco Gallardo Ibanez. Where Death in Life: Nasca Iconography and Symbolism. Museo Chileno de Arte Precolombino, August 2019.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.