Блог

Туми: ритуальный нож индейцев Анд

Слово "туми" заимствовано из языка Кечуа и переводится как нож. Самые древние туми датируются примерно III веком до нашей эры.

Пример одного из ранних ножей можно найти в коллекции Музея искусств "Метрополитен".

Туми. Викус (?), 3 в. до н.э. - 2 в. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art, New York.
Туми. Викус (?), 3 в. до н.э. - 2 в. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art, New York.

Впервые туми был обнаружен в конце 1936 - начале 1937 года археологом Хулио Сесаром Тельо Рохасом при раскопках Уака Лас Вентанас, датируемым 700-1300 гг. н.э.

Форма туми далека от формы ножей Старого света. Рукоятка перпендикулярно соединяется с полукруглым продолговатым лезвием. Удобство использование такого ножа в битве или для повседневных нужд достаточно сомнительно. Их предназначение было скорее ритуальным, а иногда и статусным.

Наиболее часто в сети Интернет мы встречаем изображения туми, похожие на экспонат из коллекции Чикагского института искусств.

Туми. Чиму, 1100-1470 гг. н.э. Коллекция Art Institute Chicago.
Туми. Чиму, 1100-1470 гг. н.э. Коллекция Art Institute Chicago.

Считается, что на рукоятке подобных ножей представлена фигура Наймлапа, о котором вы можете прочитать в нашей публикации "Легенда о Наймлапе, основателе династии правителей Ламбаеке". Подобные золотые туми, вероятно, вовсе не использовались для жертвоприношений. Они играли исключительно представительскую функцию, подчеркивая высокий статус владельца. Скорее всего их носили на видном месте и другими способами демонстрировали окружающим. Судя по более поздним свидетельствам, само создание и передача подобных предметов от ремесленника владельцу уже напоминало пышную церемонию.

Еще более тонкая работа представлена в коллекции Музея золота в Лиме.

Туми. Ламбаеке, 750-1375 гг. н.э. Коллекция Museo Oro del Perú, Lima.
Туми. Ламбаеке, 750-1375 гг. н.э. Коллекция Museo Oro del Perú, Lima.

Серебряный клинок частично покрыт золотом. Нож украшен многочисленными инкрустациями и подвесками из лазурита, хризоколлы и фрагментов раковин спондилюса.

Уже по двум представленным золотым туми видно, насколько вкусы американских индейцев отличались от эстетических предпочтений людей Старого Света. Золото сочетали с инкрустациями по обе стороны океана, но индейцы предпочитали вставки голубого цвета, а жители Евразии - красного.

Туми часто использовались и в качестве погребального инвентаря, подчеркивая статус владельца и после смерти. Так, жертвенные ножи были найдены в захоронениях Моче, Чиму, Ламбаеке, Викус.

Еще одной областью применения церемониальных ножей являлась медицина. В частности предполагается, что туми применяли в рамках операций по трепанации черепа. В захоронениях Паракас, Наска, Инков найдено множество черепов с достаточно аккуратными отверстиями. Часть исследователей предполагает, что вмешательства производились с целью исцеления недуга или в расчете на ликвидацию последствий травмы головы. Также вполне вероятно, что подобные операции были частью ритуалов или погребальных церемоний.

1. Туми со сценой трепанации черепа. Иллюстрация к статье
1. Туми со сценой трепанации черепа. Иллюстрация к статье "Medical Practices", Erwin H. Ackerkneght. 2. Туми со сценой трепанации черепа. Ramirez, 2010.

Основным функциональным применением туми являлись жертвоприношения. Церемониальным ножом перерезали горло побежденным воинам. Женщин, детей и простых людей умерщвляли при погребении знати.

На рукоять часто помещались скульптурные изображения, иллюстрировавшие сцены из ритуалов жертвоприношения. В качестве примера предлагаем посмотреть на редкий посеребренный медный туми из коллекции Музея Ларко в Лиме.

Туми. Моче, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.
Туми. Моче, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.

На рукояти изображена фигура божества, в правой руке которого отрубленная голова, а в левой руке - туми. Голова фигуры покрыта головным убором с множеством отростков, напоминающих щупальца. Такое оформление рукояти не оставляет ни малейших сомнений в предназначении ножа.

Изображение божества, отрубающего голову, часто встречается в искусстве народов андского региона. Трофейные головы, выступавшие в качестве подношения богам, в верованиях людей Анд были связаны с культом плодородия. Проливаемая при жертвоприношении кровь в этом контексте могла ассоциироваться влагой.

Стоит отметить и другой смысл нанесения изображения божества, отрубающего головы, на жертвенные ножи. Используя такой туми, представитель элиты в некотором смысле уподоблялся богу или божественному посреднику, демонстрировал свое могущество и власть.

На керамике Моче сохранились детальные изображения человеческих жертвоприношений, иллюстрирующие связь жреца и богов. Хорошим примером является еще один экспонат Музея Ларко в Лиме.

Сосуд со сценой жертвоприношения. Моче, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.
Сосуд со сценой жертвоприношения. Моче, 1-800 гг. н.э. Коллекция Museo Larco, Lima.

Приведем также и его развернутое изображение.

Развертка сосуда Моче. Изображение из библиотеки Dumbarton Oaks Research Library and Collection.
Развертка сосуда Моче. Изображение из библиотеки Dumbarton Oaks Research Library and Collection.

В нижней части сосуда представлена сцена принесения в жертву пленников. Руки связаны за спиной. Жрецы перерезают пленникам горло и собирают кровь в чаши. В верхней части сосуда кубки с кровью подносят богам.

Встречаются туми и с изображениями конкретных церемоний. В коллекции A-Gallery находится один из таких церемониальных ножей.

Туми с изображением сцены жертвоприношения оленя. Моче, 500-750 гг. н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.
Туми с изображением сцены жертвоприношения оленя. Моче, 500-750 гг. н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.

Навершие рукояти выполнено в виде платформы, на которой сидит человек. Правой рукой он держит туми, левой рукой удерживает оленя. Эта сцена может иллюстрировать финал ритуальной охоты на животное, образ которого ассоциировался с водой, растительностью, сельским хозяйством, фертильностью и плодородием. 

Рукояти туми инков часто украшает голова ламы, важного жертвенного животного. В качестве примера приведем экспонат Музея искусств Далласа.

Туми. Инки, 1400-1540 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.
Туми. Инки, 1400-1540 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

Черную ламу приносили в жертву на празднике солнца, который проводили в период зимнего солнцестояния. Животному вскрывали живот и внимательно изучали внутренности. Считалось, что жрецы могут таким образом предсказывать будущее.

Туми также были важным атрибутом воинов. Как мы уже писали ранее, церемониальный нож, скорее всего, не использовался в процессе битвы, но мог применяться в финале для принесения в жертву плененных врагов. Туми для воинов, вероятно, были меньших размеров, т.к. их носили на шнурке на шее. Украшения рукояти в этом случае содержали петли, как на еще одном ноже из нашей коллекции.

Туми (ритуальный нож). Чиму, 700-1000 гг. н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.
Туми (ритуальный нож). Чиму, 700-1000 гг. н.э. Коллекция A-Gallery, Москва.

Иногда рукоять вовсе не была украшена и завершалась простой петлей.

Нож. Инки. Коллекция Museo Machupicchu - Casa Concha.
Нож. Инки. Коллекция Museo Machupicchu - Casa Concha.

Несмотря на то, что традиции кровавых жертвоприношений ушли в прошлое, туми остается национальным символом Перу. Ножи этой узнаваемой формы вешают на стену, чтобы привлечь удачу. Не было забыто и медицинское прошлое туми. Этот силуэт украшает эмблемы многих учреждений сферы здравоохранения и образования.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.