Слово "туми" заимствовано из языка Кечуа и переводится как нож. Самые древние туми датируются примерно III веком до нашей эры.
Пример одного из ранних ножей можно найти в коллекции Музея искусств "Метрополитен".
Впервые туми был обнаружен в конце 1936 - начале 1937 года археологом Хулио Сесаром Тельо Рохасом при раскопках Уака Лас Вентанас, датируемым 700-1300 гг. н.э.
Форма туми далека от формы ножей Старого света. Рукоятка перпендикулярно соединяется с полукруглым продолговатым лезвием. Удобство использование такого ножа в битве или для повседневных нужд достаточно сомнительно. Их предназначение было скорее ритуальным, а иногда и статусным.
Наиболее часто в сети Интернет мы встречаем изображения туми, похожие на экспонат из коллекции Чикагского института искусств.
Считается, что на рукоятке подобных ножей представлена фигура Наймлапа, о котором вы можете прочитать в нашей публикации "Легенда о Наймлапе, основателе династии правителей Ламбаеке". Подобные золотые туми, вероятно, вовсе не использовались для жертвоприношений. Они играли исключительно представительскую функцию, подчеркивая высокий статус владельца. Скорее всего их носили на видном месте и другими способами демонстрировали окружающим. Судя по более поздним свидетельствам, само создание и передача подобных предметов от ремесленника владельцу уже напоминало пышную церемонию.
Еще более тонкая работа представлена в коллекции Музея золота в Лиме.
Серебряный клинок частично покрыт золотом. Нож украшен многочисленными инкрустациями и подвесками из лазурита, хризоколлы и фрагментов раковин спондилюса.
Уже по двум представленным золотым туми видно, насколько вкусы американских индейцев отличались от эстетических предпочтений людей Старого Света. Золото сочетали с инкрустациями по обе стороны океана, но индейцы предпочитали вставки голубого цвета, а жители Евразии - красного.
Туми часто использовались и в качестве погребального инвентаря, подчеркивая статус владельца и после смерти. Так, жертвенные ножи были найдены в захоронениях Моче, Чиму, Ламбаеке, Викус.
Еще одной областью применения церемониальных ножей являлась медицина. В частности предполагается, что туми применяли в рамках операций по трепанации черепа. В захоронениях Паракас, Наска, Инков найдено множество черепов с достаточно аккуратными отверстиями. Часть исследователей предполагает, что вмешательства производились с целью исцеления недуга или в расчете на ликвидацию последствий травмы головы. Также вполне вероятно, что подобные операции были частью ритуалов или погребальных церемоний.
Основным функциональным применением туми являлись жертвоприношения. Церемониальным ножом перерезали горло побежденным воинам. Женщин, детей и простых людей умерщвляли при погребении знати.
На рукоять часто помещались скульптурные изображения, иллюстрировавшие сцены из ритуалов жертвоприношения. В качестве примера предлагаем посмотреть на редкий посеребренный медный туми из коллекции Музея Ларко в Лиме.
На рукояти изображена фигура божества, в правой руке которого отрубленная голова, а в левой руке - туми. Голова фигуры покрыта головным убором с множеством отростков, напоминающих щупальца. Такое оформление рукояти не оставляет ни малейших сомнений в предназначении ножа.
Изображение божества, отрубающего голову, часто встречается в искусстве народов андского региона. Трофейные головы, выступавшие в качестве подношения богам, в верованиях людей Анд были связаны с культом плодородия. Проливаемая при жертвоприношении кровь в этом контексте могла ассоциироваться влагой.
Стоит отметить и другой смысл нанесения изображения божества, отрубающего головы, на жертвенные ножи. Используя такой туми, представитель элиты в некотором смысле уподоблялся богу или божественному посреднику, демонстрировал свое могущество и власть.
На керамике Моче сохранились детальные изображения человеческих жертвоприношений, иллюстрирующие связь жреца и богов. Хорошим примером является еще один экспонат Музея Ларко в Лиме.
Приведем также и его развернутое изображение.
В нижней части сосуда представлена сцена принесения в жертву пленников. Руки связаны за спиной. Жрецы перерезают пленникам горло и собирают кровь в чаши. В верхней части сосуда кубки с кровью подносят богам.
Навершие рукояти выполнено в виде платформы, на которой сидит человек. Правой рукой он держит туми, левой рукой удерживает оленя. Эта сцена может иллюстрировать финал ритуальной охоты на животное, образ которого ассоциировался с водой, растительностью, сельским хозяйством, фертильностью и плодородием.
Рукояти туми инков часто украшает голова ламы, важного жертвенного животного. В качестве примера приведем экспонат Музея искусств Далласа.
Черную ламу приносили в жертву на празднике солнца, который проводили в период зимнего солнцестояния. Животному вскрывали живот и внимательно изучали внутренности. Считалось, что жрецы могут таким образом предсказывать будущее.
Туми также были важным атрибутом воинов. Как мы уже писали ранее, церемониальный нож, скорее всего, не использовался в процессе битвы, но мог применяться в финале для принесения в жертву плененных врагов. Туми для воинов, вероятно, были меньших размеров, т.к. их носили на шнурке на шее. Украшения рукояти в этом случае содержали петли, как на еще одном ноже из нашей коллекции.
Иногда рукоять вовсе не была украшена и завершалась простой петлей.
Несмотря на то, что традиции кровавых жертвоприношений ушли в прошлое, туми остается национальным символом Перу. Ножи этой узнаваемой формы вешают на стену, чтобы привлечь удачу. Не было забыто и медицинское прошлое туми. Этот силуэт украшает эмблемы многих учреждений сферы здравоохранения и образования.
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.