Монумент представляет собой каменный овал размерами 3,26 метра на 2,98 метра. Толщина камня составляет 35 сантиметров. Рельеф сохранился удивительно хорошо. Памятник практически не имел повреждений. Местами на его поверхности даже сохранились следы использовавшихся для окраски пигментов.
На камне изображена женщина. Ее голова отделена от расчлененного тела. На отрубленных конечностях в местах соединения с телом, а также на обрубке шеи выступают оголенные кости. Изображение расчлененной Койольшауки является отсылкой к мифу о рождении Уицилопочтли, когда бог войны убил своих сестру и братьев.
На левой руке и на ногах видна кровь, которую изображали как жидкость, украшенную драгоценными камнями. Таким образом индейцы подчеркивали ценность крови, в том числе и в качестве подношения.
Головной убор Койольшауки представлен в виде полосатого платка или парика, украшенного небольшими шарами, вероятно, из птичьего пуха. Поверх платка лежит полосатая змея. Возможно, так изображена красно-черная коралловая змея, символизирующая кровь, частый спутник богинь земли и плодородия.
Верхняя часть головного убора состоит из двух уровней украшений из перьев и двух отдельных гибких полос, выходящих из первого уровня перьев.
Крупные ушные украшения представленны в виде круглых драгоценных камней и острых хвостов огненных змей, нагуалей бога огня Шиутекутли. Койольшауки часто ассоциируют с воинственной богиней огня Чантико, одним из признаков которой также являются удлиненные шипы на сандалиях, напоминающие острые грани обсидиана, присутствующие и на данном изображении. Вероятно, хвосты огненных змей и обсидиановые сандалии должны подчеркнуть эту связь, указать на роль подстрекателя и агрессора, которую играет Койольшауки в событиях, изложенных в мифе о рождении Уицилопочтли.
Горизонтальная полоса, бегущая от переносицы по щеке богини, разбита на секции и завершается парой дисков и металлическим колокольчиком. На запястьях богини крупные браслеты с орнаментом из кругов и металлическими колокольчиками.
Большая обвисшая обнаженная грудь Койольшауки и живот, покрытый складками, являются признаками богинь земли и плодородия и указывают на то, что изображена множество раз рожавшая женщина.
Вместо пояса на талии богини повязана двуглавая змея. Со спины к этому поясу крепится большой череп, символ смерти, необходимой для возникновения жизни. Спереди змеиные головы связаны узлом, формируя своеобразную набедренную повязку. Связанные подобным образом змеи изображены также на руках и ногах богини.
На коленях, локтях и пятках видны зубастые монструозные головы. Вероятно, это отсылки на хищную природу земли. Так, в истории о сотворении земли и неба все тело монстра Сипактли было покрыто зубастыми ртами, поглощавшими все, чего они касались.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.