Блог
2021-02-20 08:00

Расчлененная Койольшауки. Уникальный памятник, найденный 43 года назад

43 года назад, 21 февраля 1978 года в городе Мехико электрики, копающие яму у пересечения улиц Аргентины и Гватемалы, в двух метрах от поверхности обнаружили каменный резной монумент внушительного размера. Позже выяснится, что находка была сделана прямо напротив южных ступеней храма Уицилопочтли и Тлалока Темпло Майор.

Монумент представляет собой каменный овал размерами 3,26 метра на 2,98 метра. Толщина камня составляет 35 сантиметров. Рельеф сохранился удивительно хорошо. Памятник практически не имел повреждений. Местами на его поверхности даже сохранились следы использовавшихся для окраски пигментов.

Камень Койольшауки. Ацтеки, примерно 1473 г. н.э. Коллекция Museo del Templo Mayor, Mexico. Dennis Jarvis, 2007.

На камне изображена женщина. Ее голова отделена от расчлененного тела. На отрубленных конечностях в местах соединения с телом, а также на обрубке шеи выступают оголенные кости. Изображение расчлененной Койольшауки является отсылкой к мифу о рождении Уицилопочтли, когда бог войны убил своих сестру и братьев.

На левой руке и на ногах видна кровь, которую изображали как жидкость, украшенную драгоценными камнями. Таким образом индейцы подчеркивали ценность крови, в том числе и в качестве подношения.

Камень Койольшауки. Фрагмент. Ацтеки, примерно 1473 г. н.э. Коллекция Museo del Templo Mayor, Mexico. Tatiana Shulikova, 2007.

Головной убор Койольшауки представлен в виде полосатого платка или парика, украшенного небольшими шарами, вероятно, из птичьего пуха. Поверх платка лежит полосатая змея. Возможно, так изображена красно-черная коралловая змея, символизирующая кровь, частый спутник богинь земли и плодородия.

Верхняя часть головного убора состоит из двух уровней украшений из перьев и двух отдельных гибких полос, выходящих из первого уровня перьев.

Камень Койольшауки. Фрагмент. Ацтеки, примерно 1473 г. н.э. Коллекция Museo del Templo Mayor, Mexico. Dennis Jarvis, 2007.

Крупные ушные украшения представленны в виде круглых драгоценных камней и острых хвостов огненных змей, нагуалей бога огня Шиутекутли. Койольшауки часто ассоциируют с воинственной богиней огня Чантико, одним из признаков которой также являются удлиненные шипы на сандалиях, напоминающие острые грани обсидиана, присутствующие и на данном изображении. Вероятно, хвосты огненных змей и обсидиановые сандалии должны подчеркнуть эту связь, указать на роль подстрекателя и агрессора, которую играет Койольшауки в событиях, изложенных в мифе о рождении Уицилопочтли.

Горизонтальная полоса, бегущая от переносицы по щеке богини, разбита на секции и завершается парой дисков и металлическим колокольчиком. На запястьях богини крупные браслеты с орнаментом из кругов и металлическими колокольчиками.

Большая обвисшая обнаженная грудь Койольшауки и живот, покрытый складками, являются признаками богинь земли и плодородия и указывают на то, что изображена множество раз рожавшая женщина.

Камень Койольшауки. Фрагмент. Ацтеки, примерно 1473 г. н.э. Коллекция Museo del Templo Mayor, Mexico. Dennis Jarvis, 2007.

Вместо пояса на талии богини повязана двуглавая змея. Со спины к этому поясу крепится большой череп, символ смерти, необходимой для возникновения жизни. Спереди змеиные головы связаны узлом, формируя своеобразную набедренную повязку. Связанные подобным образом змеи изображены также на руках и ногах богини.

На коленях, локтях и пятках видны зубастые монструозные головы. Вероятно, это отсылки на хищную природу земли. Так, в истории о сотворении земли и неба все тело монстра Сипактли было покрыто зубастыми ртами, поглощавшими все, чего они касались.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.