Результаты археологических раскопок указывают на то, что музыкальные инструменты создавались в андском регионе в течение как минимум последних 5000 лет. Так, в cвященном городе Карал-Супе, общественно-политическом центре долины Супе, датируемым 3000-1800 гг. до н.э., были найдены великолепные флейты, изготовленные из кости пеликана и кондора.
Музыка сопровождала и ритуальные церемонии, проводившиеся жрецами культур куписнике (1500-500 гг. до н.э.) и чавин (1400-200 гг. до н.э.). Найдены изображения таких церемоний с фигурами музыкантов, использующих различные инструменты.
Человек, вероятно жрец, увековеченный в представленной скульптуре культуры куписнике, держит в руке трубу, вырезанную из раковины. Такая труба, в зависимости от мастерства музыканта, может издавать вполне мелодичные звуки, а может и реветь, сотрясая стены, внушая ужас и трепет. В наши дни в Перу громкие звуки подобных раковин используются как символ власти на пышных официальных церемониях, в том числе с участием президента страны.
Раковины, из которых создавали музыкальные инструменты, очень ценились. Этот премиальный товар активно использовался в международной торговле не только в Южной Америке, но и в Мезоамерике, что подчеркивает высокую значимость путуто.
Приближаясь к рубежу эр, нельзя не упомянуть культуру паракас и их великолепные барабаны из коллекции Музея искусств "Метрополитен". Их форма напоминает барабаны культуры наска, об одном из которых мы расскажем чуть позже.
Представленная пара барабанов, вероятно, была связана вместе и крепилась на талии музыканта. На тулове барабанов изображены птицы. Некоторые специалисты предполагают, что это колибри и жалобный козодой.
В коллекции Далласского музея искусств находится керамическая труба культуры паракас. Интересно, что ее длина превышает 140 сантиметров. Для игры на ней, по всей видимости, требовался помощник либо использовались дополнительные приспособления.
Раструб украшен изображением антропоморфной фигуры с огромными глазами и змееподобными отростками на голове. Эти признаки сближают фигуру с большеглазым мифическим существом, которое часто изображали в виде личины. Такое украшение трубы свидетельствует о ритуальном использовании этого музыкального инструмента.
Музыка не потеряла своего сакрального значения и в новой эре. В коллекции Музея этнологии (MARKK) в Гамбурге находится керамическая флейта культуры наска. Очень тонкая работа во всех смыслах этого слова. Толщина стенок немногим более одного миллиметра. Несколько трубок соединены в ряд. Мастер учел поведение глины при обжиге и добился музыкального звучания инструмента.
На поверхности предмета изображено Антропоморфное мифическое существо, с ростком в правой руке и отрубленной трофейной головой в левой руке.
Другим примером особого отношения к музыке в культуре наска является керамический барабан с изображением шамана из коллекции Музея Ларко в Лиме.
Кожа натягивалась на нижнюю часть. Форма барабана напоминает мумию, что подчеркивает значение культа предков в верованиях индейцев. Многочисленные изображения змей, которые опутывают фигуру шамана, вероятно, символизируют источники воды, столь ценные на засушливом южном побережье Перу. В виде стилизованных звезд изображали кактус Сан-Педро, который использовался в качестве психотропного вещества во время ритуальных церемоний. Поперечный разрез этого растения напоминает звезду.
Музыкальные инструменты культуры моче, дошедшие до нашего времени, поражают разнообразием форм и размеров. Стоит упомянуть такой тип предметов, как свистящие сосуды, один из которых есть и в нашей коллекции. Описание символики изображения этого предмета вы можете прочесть у нас на сайте: Cосуд в виде фигуры слепого с собакой, моче (500-750 гг. н.э.).
Музыкальные или свистящие сосуды представляют собой однокамерные или двухкамерные емкости. Свистящие отверстия обычно замаскированы в фигурном изображении на тулове: в голове птицы, во рту или в глазах человека. Способ применения таких музыкальных инструментов не вполне понятен. Воздух вдуваемый в носик, производит звук похожий на свист. Если же в емкость небольшой струей наливать жидкость, либо переливать содержимое не до конца наполненного двухкамерного сосуда из одной камеры в другую, звук напоминает щебетание птицы. Естественно, многое, в том числе и звучание, зависит от формы тулова и горла и количества свистящих отверстий. Подобные сосуды можно найти как у более ранних (в т.ч. викус, паракас, виру), так и более поздних культур (в т.ч. чиму, ламбаеке, инки).
Для примера приведем великолепный свистящий сосуд из коллекции Музея Ларко в Лиме.
Скульптурная композиция на тулове изображает процесс ритуального потребления чичи и танца. Вероятно, таким образом представлена церемония почитания предков. Среди изображенных людей можно увидеть и музыканта, играющего на барабане.
Музыкальные традиции не исчезли и после завоевания европейцами. Свидетельством этого являются в том числе многочисленные изображения музыкантов на сосудах инков. В коллекции Далласского музея искусств находится церемониальный кубок керо с одним из таких сюжетов.
Детали костюма музыкантов и форма сосуда, заимствованная у испанцев, указывают на то, что время создания этого предмета относится к 17-18 вв.
Музыка была неотъемлемой частью жизни людей в древних Андах. Инструменты украшались изображениями наркотических растений, мифических существ, божеств. Звуку, мелодии придавали большое значение при проведении магических обрядов, ритуалов подношения, церемоний поминовения предков и погребения. Музыкальные традиции были настолько сильны, что не были уничтожены даже после покорения коренных народов европейцами.
Мы много не знаем о звучании музыкальных инструментов прошлого, о способах их применения, как не знаем и контекста ритуалов и не обладаем точными сведениями о религии. Часть нам остается только смотреть на удивительные сохранившиеся артефакты и поражаться мастерству ремесленников, их создавших.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.