Термин "трофейная голова" был введен в 1901 году Максом Уле. Он предположил, что перуанские изображения отрубленных голов являются неким символом военных трофеев.
Изображения голов, отделенных от тела, встречаются в искусстве андских народов задолго до появления культуры наска. Один из самых известных предметов с таким сюжетом находится в коллекции Музея Дамбартон Оукс, Вашингтон. Блюдо из стеатита с изображением антропоморфного паука. На его спине сетью (?) закреплены человеческие головы. Это блюдо датируется 900-600 гг. до н.э. Известны и более древние изображения отрубленных голов.
Частота изображения мотива отрубленной головы стала расти еще в искусстве культуры паракас.
Довольно часто головы изображали индейцы моче и уари.
Однако, никогда ни до ни после наска, которые были буквально одержимы этим сюжетом, трофейные головы не занимали столь значимое место в иконографии.
Множество трофейных голов было найдено на территории наска. Большая часть из них определенным образом обработана. Внутренности вынимались через отверстие в основании черепа. Череп набивали лоскутами хлопчатой ткани, семенами, растениями. Во лбу проделывали отверстие, в которое продевали веревку, цепляя ее за деревянный колышек с внутренней стороны черепа. Вероятно, эта веревка использовалась для ношения или подвешивания головы. Глаза вынимались, глазницы также заполняли лоскутами ткани. Рот зашивали колючками дерева уаранго.
Такая подготовка голов, по всей видимости, была необходима. Исследователи проводят аналогию с верованиями индейцев хиваро в Эквадоре. Хиваро считали, что человек рождается с двумя формами души. Одна из них защищает от болезней и смерти, но ее сила ограничена и постепенно исчезает, если ее не восполнять. Для пополнения энергии практиковались ритуальные убийства. Индейцы хиваро также отрубали головы, но уже не с целью восполнения силы души, а чтобы обезопасить себя от мести со стороны духа покойного, который находится именно в голове. Рот на отрубленной голове жертвы зашивали, запирая таким образом мстительный дух и препятствуя его выходу наружу. Через пару лет, когда силы духа сойдут на нет, от головы можно было избавиться.
Существует несколько теорий о том, как люди наска добывали трофейные головы. Часть исследователей предполагают, что в условиях ограниченности природных ресурсов и плодородных земель, индейцы вели постоянные войны. Именно во время военных походов и добывались трофейные головы. Сторонники другой точки зрения говорят о том, что отрубание голов практиковалось исключительно в рамках ритуальных церемоний, среди которых и ритуальные сражения. Есть и третья версия, согласно которой трофейные головы добывали у сородичей и во время вылазок в соседние поселения, осуществляемых только с этой целью.
Наска довольно часто хоронили покойных обезглавленными, причем в части случаев голову заменяли тыквой, либо сосудом с изображением трофейной головы.
Интересно, что сосуды наска в форме головы можно разделить на два типа.
Первый тип напоминает подготовленную к ритуалам голову с закрытыми глазами, зашитым ртом. Выше мы приводили пример такого сосуда из коллекции Museo Larco, Lima. Такие керамические изделия могли использоваться в церемониях подношения как замена человеческой головы, либо в качестве емкости для ритуальных напитков.
Изображения на керамике второго типа более живые: с открытыми глазами. В качестве примера приведем предмет из коллекции Музея Фаулера в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
Культ трофейных голов, вероятно, был связан с плодородием. Существуют изображения, на которых из голов прорастают побеги растений.
Считается, что головы выступали в качестве ритуального подношения мифическим существам с целью задобрить силы природы и повлиять на погодные и климатические условия. В качестве примера можно привести сосуд из коллекции Британского музея. Из тела изображенного кошачьего мифического существа выступают трофейные головы, из которых прорастают растения.
Судя по сохранившимся изображениям, головы использовались в ритуальных танцах, подвешивались на шестах и всяческими способами демонстрировались окружающим.
Ритуалы сопровождались музыкой и потреблением галлюциногенов. На керамическом барабане, о котором мы рассказывали в публикации Музыка в древних Андах, изображены звезды, символизирующие кактус Сан Педро. Еще один интересный образ этого галлюциногена находится в коллекции Израильского музея в Иерусалиме.
Этот сосуд, вероятно, изображает шамана в процессе ритуала, связанного с трофейными головами, одна из которых находится в его руке остальные лежат у ног. Судя по тому, что тело человека покрывают лучистые звезды, что делает его похожим на кактус, а из плеч растут кактусы, он находится под воздействием наркотика. Такое транзитное состояние сознания связывает его с миром мифических существ, одно из которых изображено у него в районе живота.
Захоронение трофейных голов было завершающей частью церемонии подношения. Изображений этого финального этапа практически не сохранилось. Сосуд из коллекции Национального музея антропологии и истории Перу в Лиме в этом смысле уникален.
На росписи представлен момент погребения трофейных голов в пирамидальном сооружении. Церемонию проводят два шамана с дубинами (?) в руках. Лицо одного из них скрыто под маской. Повсюду расставлены небольшие чаши, одна из которых помещена внутрь сооружения вместе с головами. Животное, имеющее кошачьи (?) признаки, бежит по вершине пирамиды.
К сожалению, как мы уже говорили в предыдущих публикациях, о людях наска, их быте и религии практически ничего не известно. Большая часть исследований базируется на скудных данных археологии и трактовке изображений на сохранившихся сосудах и тканях. Мы никогда не узнаем детали ритуалов и их точное значение. Что не вызывает никаких сомнений, так это то, что культ трофейных голов был прямо связан с плодородием. Учитывая условия, в которых люди наска были вынуждены выживать, их одержимость этим культом вполне объяснима.
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.