Описание сцены
Как правило, фигуры бегунов расположены друг за другом, иногда слегка накладываясь. Таким образом, вероятно, изображался бег наперегонки.Действие происходит в пустынной местности, на что указывает песок под ногами участников забега и пустынные растения, чаще всего тилландсии, на заднем плане. Однотипный пейзаж в иконографии моче, вероятно, символизирует длительное время забега, дальний путь, который необходимо преодолеть.
В качестве участников забега изображались люди, боги, мифические существа, антропоморфные животные и т.д.
Удивительно точно прорисованы детали одежды и, особенно, головные уборы. Последний элемент одеяния по-видимому играл важную роль. Обычно на одном изображении присутствовало либо два типа головных уборов, которые, чередуясь, делили всех бегунов на две команды, либо все головные уборы были уникальными.
В руках участники забега несли небольшие мешочки или веточки.
Что в мешочках?
Предположение о содержимом мешочков строится на трактовке второстепенных, на первый взгляд, моментов. Так, на заднем плане в сценах ритуального бега часто прорисованы зерна фасоли обыкновенной. Очевидно, что это растение не может быть частью пейзажа, т.к. оно довольно требовательно к поливу, а потому не растет в пустыне, где совершается забег. Более того, сами бегуны иногда представлены в виде бобов, либо как-бы появляются из них.Исследователи пришли к выводу, что эта деталь изображения, вероятно, является указанием на то, что в мешочках находятся фасолины.
Может это посыльные?
Выдвигались теории о том, что в данных сценах изображены гонцы, в руках которых находятся послания. Действительно, существует мнение, что индейцы моче передавали сообщения в виде комбинаций окрашенных различными способами бобов. Также для этих целей использовались и кипу, которые могли выглядеть как веточки.Однако в этом случае не вполне объясняется массовость забега. Содержимое нескольких мешочков, как и ветки, вполне мог перенести и один человек. У тех же инков посыльные перемещались по одному.
Кроме того, образы богов, прорисовка пути бегунов в виде змея, а также птицы и животные, сопровождающие участников забега, - все эти признаки указывают на ритуальную значимость изображаемой сцены.
Бегуны - кто они такие?
Несмотря на в целом схематичные образы участников забега, некоторые элементы одеяния вполне различимы.Так, головные уборы бегунов встречаются на фигурной керамике в виде антропоморфных животных в ритуальных позах. Таким образом изображали жрецов/шаманов под воздействием галлюциногенных веществ, которые в процессе трансформации приобретали зооморфные признаки.
На ногах бегунов выделены наколенники и характерные сандалии/окраска стоп и голеней. Такие особенности изображения в искусстве мочико свойственны фигурам воинов.
Также бросаются в глаза предметы, подвешенные на талии бегунов сзади. Чаще всего они имеют форму трапеции. Это украшения воинов мочико. Погремушки, встроенные в украшения, и форма, напоминающая туми, указывают на принадлежность к элите обладателей предметов.
Сцены ритуального бега изображены и на таких уникальные изделиях, как ушные украшения из коллекции Музея искусств "Метрополитен". Сложный мозаичный узор, техника исполнения и впечатляющий размер (диаметр 8 см) подчеркивают статус носителя.
Таким образом, мастерство исполнения и ценность предметов, на которые нанесена сцена церемониального бега, а также характерные детали изображения бегунов, позволяют предположить участие в этом ритуале исключительно представителей высшей знати.
Смысл ритуала
Зерна фасоли, зачастую прорисованные на заднем плане, могут свидетельствовать о связи ритуала с плодородием. Однако вовлеченность в церемонию исключительно знатного сословия, вызывает сомнения в такой трактовке.Вероятнее всего, ритуальный бег был частью некоего обряда инициации юношей. Участники наперегонки бегут в конечную точку маршрута, находящуюся в святилище, храме или, например, на вершине холма. В зависимости от проявляемых качеств, бегуны, по всей видимости, награждались некими знаками отличия.
В этом контексте вполне логичным видится церемониальное облачение участников забега, а также зооморфные признаки, указывающие на животных, олицетворяющих родовые эмблемы, либо знаки отличия. Также данная трактовка объясняет и участие в состязании мифических существ, которые, вероятно, символизировали первопредков.
Источники:
- Березкин Юрий Евгеньевич. Мифология мочика (Перу). «Советская Археология», № 4, 1972.
- Tomi S. Melka. The Moche Lima Beans Recording System, Revisited. 2010.
- Joanne Pillsbury, Andrall E. Pearson Curator of the Arts of the Ancient Americas, The Metropolitan Museum of Art. Pair of Ear Ornaments with Winged Runners. 2017.
- Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche archive, 1963-2011. Dumbarton Oaks Research Library and Collection.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.