Блог

Ритуальные бегуны моче: Зачем они бегут и куда держат путь

Сцена ритуального бега достаточно часто встречается в искусстве моче (мочико). Ее значение доподлинно неизвестно, но существует ряд предположений на этот счет. Все они базируются на различных деталях изображений и их трактовках.

Сосуд с бегунами. Моче, Перу, 100 гг. до н.э. - 500 гг. н.э. Коллекция Art Institute Chicago.
Сосуд с бегунами. Моче, Перу, 100 гг. до н.э. - 500 гг. н.э. Коллекция Art Institute Chicago.

Описание сцены

Как правило, фигуры бегунов расположены друг за другом, иногда слегка накладываясь. Таким образом, вероятно, изображался бег наперегонки.

Действие происходит в пустынной местности, на что указывает песок под ногами участников забега и пустынные растения, чаще всего тилландсии, на заднем плане. Однотипный пейзаж в иконографии моче, вероятно, символизирует длительное время забега, дальний путь, который необходимо преодолеть.

В качестве участников забега изображались люди, боги, мифические существа, антропоморфные животные и т.д.

Удивительно точно прорисованы детали одежды и, особенно, головные уборы. Последний элемент одеяния по-видимому играл важную роль. Обычно на одном изображении присутствовало либо два типа головных уборов, которые, чередуясь, делили всех бегунов на две команды, либо все головные уборы были уникальными.

В руках участники забега несли небольшие мешочки или веточки.

Сосуд с бегунами. Моче, Перу, 450-550 гг. н.э. Коллекция The Cleveland Museum of Arts.
Сосуд с бегунами. Моче, Перу, 450-550 гг. н.э. Коллекция The Cleveland Museum of Arts.

Что в мешочках?

Предположение о содержимом мешочков строится на трактовке второстепенных, на первый взгляд, моментов. Так, на заднем плане в сценах ритуального бега часто прорисованы зерна фасоли обыкновенной. Очевидно, что это растение не может быть частью пейзажа, т.к. оно довольно требовательно к поливу, а потому не растет в пустыне, где совершается забег. Более того, сами бегуны иногда представлены в виде бобов, либо как-бы появляются из них.

Исследователи пришли к выводу, что эта деталь изображения, вероятно, является указанием на то, что в мешочках находятся фасолины.

Бегуны, появляющиеся из фасолин. Изображение с сосуда культуры Моче, Перу, 500 - 700 гг. н.э. Коллекция Übersee-Museum, Bremen. Прорисовка Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963-2011.
Бегуны, появляющиеся из фасолин. Изображение с сосуда культуры Моче, Перу, 500 - 700 гг. н.э. Коллекция Übersee-Museum, Bremen. Прорисовка Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche Archive, 1963-2011.

Может это посыльные?

Выдвигались теории о том, что в данных сценах изображены гонцы, в руках которых находятся послания. Действительно, существует мнение, что индейцы моче передавали сообщения в виде комбинаций окрашенных различными способами бобов. Также для этих целей использовались и кипу, которые могли выглядеть как веточки.

Однако в этом случае не вполне объясняется массовость забега. Содержимое нескольких мешочков, как и ветки, вполне мог перенести и один человек. У тех же инков посыльные перемещались по одному.

Кроме того, образы богов, прорисовка пути бегунов в виде змея, а также птицы и животные, сопровождающие участников забега, - все эти признаки указывают на ритуальную значимость изображаемой сцены.

Бегуны - кто они такие?

Несмотря на в целом схематичные образы участников забега, некоторые элементы одеяния вполне различимы.

Так, головные уборы бегунов встречаются на фигурной керамике в виде антропоморфных животных в ритуальных позах. Таким образом изображали жрецов/шаманов под воздействием галлюциногенных веществ, которые в процессе трансформации приобретали зооморфные признаки.

Антропоморфная лиса. Моче, Перу, 400 - 700 гг. н.э. Коллекция Brooklyn Museum.
Антропоморфная лиса. Моче, Перу, 400 - 700 гг. н.э. Коллекция Brooklyn Museum.

На ногах бегунов выделены наколенники и характерные сандалии/окраска стоп и голеней. Такие особенности изображения в искусстве мочико свойственны фигурам воинов.

Также бросаются в глаза предметы, подвешенные на талии бегунов сзади. Чаще всего они имеют форму трапеции. Это украшения воинов мочико. Погремушки, встроенные в украшения, и форма, напоминающая туми, указывают на принадлежность к элите обладателей предметов.

Украшение с погремушками. Моче, 625-645 гг. н.э. Коллекция Museo de la Nación, Lima.
Украшение с погремушками. Моче, 625-645 гг. н.э. Коллекция Museo de la Nación, Lima.

Сцены ритуального бега изображены и на таких уникальные изделиях, как ушные украшения из коллекции Музея искусств "Метрополитен". Сложный мозаичный узор, техника исполнения и впечатляющий размер (диаметр 8 см) подчеркивают статус носителя.

Ушные украшения с крылатыми бегунами. Моче, Перу, 400 - 700 гг. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.
Ушные украшения с крылатыми бегунами. Моче, Перу, 400 - 700 гг. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Таким образом, мастерство исполнения и ценность предметов, на которые нанесена сцена церемониального бега, а также характерные детали изображения бегунов, позволяют предположить участие в этом ритуале исключительно представителей высшей знати.

Смысл ритуала

Зерна фасоли, зачастую прорисованные на заднем плане, могут свидетельствовать о связи ритуала с плодородием. Однако вовлеченность в церемонию исключительно знатного сословия, вызывает сомнения в такой трактовке.

Сосуд с бегунами. Моче, Перу, IV-VII вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.
Сосуд с бегунами. Моче, Перу, IV-VII вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Вероятнее всего, ритуальный бег был частью некоего обряда инициации юношей. Участники наперегонки бегут в конечную точку маршрута, находящуюся в святилище, храме или, например, на вершине холма. В зависимости от проявляемых качеств, бегуны, по всей видимости, награждались некими знаками отличия.

В этом контексте вполне логичным видится церемониальное облачение участников забега, а также зооморфные признаки, указывающие на животных, олицетворяющих родовые эмблемы, либо знаки отличия. Также данная трактовка объясняет и участие в состязании мифических существ, которые, вероятно, символизировали первопредков.


Источники:

  1. Березкин Юрий Евгеньевич. Мифология мочика (Перу). «Советская Археология», № 4, 1972.
  2. Tomi S. Melka. The Moche Lima Beans Recording System, Revisited. 2010.
  3. Joanne Pillsbury, Andrall E. Pearson Curator of the Arts of the Ancient Americas, The Metropolitan Museum of Art. Pair of Ear Ornaments with Winged Runners. 2017.
  4. Christopher B. Donnan and Donna McClelland Moche archive, 1963-2011. Dumbarton Oaks Research Library and Collection.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.