Считается, что прообразом этого мифического существа послужила пампасская кошка или оцелот.
Изображение Пятнистого кота встречается уже на ранней керамике наска. Один из примеров находится в коллекции Музея искусств Далласа.
На сосуде представлены кошки с пятнами на спине, полосками на лапах и хвосте. Именно эти полосы и пятна и указывают на вероятный прообраз этого существа. В лапах кошки держат ростки. Стилизованные ветви растений находятся между лапами.
Образ этого мифического существа был заимствован из иконографии паракас. В коллекции Чикагского института искусств находится сосуд в виде пампасской кошки.
Эксперты музея идентифицируют его как керамику наска, что вполне возможно. В то же время, гравировки по контуру рисунка, которые ремесленники наска в дальнейшем заменят тонкими черными линиями, и цветовая гамма росписи напоминают изделия культуры паракас (о смене традиции изготовления керамики см. "Культура индейцев наска").
В качестве дополнительного примера можно привести еще один сосуд в виде кошки, уже, без сомнения, культуры паракас, который находится в коллекции Музея искусства "Метрополитен".
Лапы и хвост покрыты полосами, тело - пятнами. Небольшие уши, как на росписи наска, явно выделены усы.
Образ Пятнистого кота, пожалуй, самый беззлобный во всей иконографии наска: кот довольно часто изображается без явно представленных трофейных голов. Вероятно, это связано с тем, что пампасская кошка и оцелот хоть и являют собой грозную силу, но по натуре достаточно игривы и не проявляют агрессию в сторону человека. Эти небольшие кошки могли рассматриваться как некие покровители сельского хозяйства, т.к. они питаются небольшими животными, которые наносят вред посевам.
Изображения кошачьего мифического существа встречаются не только на керамике. В коллекции Художественного музея Кливленда находится великолепная инкрустированная камнями и золотом раковина спондилюса, на которой представлена фигура Пятнистого кота.
Интересно, что в данном случае лапы животного покрывают пятна, а не полосы.
Образ кошачьего мифического существа постепенно становятся более детальными, уточняются детали маски, добавляется высунутый язык. На фрагментах ткани из коллекции Чикагского института искусств язык кошки представлен в виде ростка.
Существует и альтернативное мнение о прообразе этого мифического существа. Некоторые исследователи считают, что на изображениях представлена вовсе не кошка, а выдра. Усы выдры значительно длиннее кошачьих и могут быть направлены в сторону ушей, как на росписи сосуда из коллекции Национального музея Шотландии.
Или на сосуде из коллекции Британского музея.
Связь животного, ведущего полуводный образ жизни, с культом плодородия также вполне объяснима.
Начиная примерно с 300-400 гг. н.э., образ Пятнистого кота существенно усложняется. К нему примешиваются антропоморфные черты и признаки других мифических существ. На изображениях в этих случаях почти всегда присутствуют трофейные головы. Глаза кошки иногда украшают узоры, которые связывают с образом хищной птицы.
В коллекции Британского музея находится сосуд с изображением мифического существа с признаками и Пятнистого кота, и Ужасной птицы.
Также в качестве примера приведем прорисовку росписи керамики из того же собрания со смешанным образом Пятнистого кота и Змеиного существа с антропоморфными признаками.
После 500-550 гг. н.э. Пятнистый кот полностью исчезает из искусства наска. Его признаки иногда можно заметить как часть изображения личины, которая заменяет собой образы мифических существ в росписи керамики поздней наска. Пример сосуда с такой маской-личиной есть и в нашей коллекции.
От Пятнистого кота на этом изображении остались лишь стилизованные усы, частично головной убор и схематичные изображения ростков.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.