Продолжая серию статей о мифических существах индейцев наска, которую мы начали публикацией про Ужасную птицу, сегодня мы расскажем про Пятнистого кота.
Считается, что прообразом этого мифического существа послужила пампасская кошка или оцелот.
Изображение Пятнистого кота встречается уже на ранней керамике наска. Один из примеров находится в коллекции Музея искусств Далласа.
На сосуде представлены кошки с пятнами на спине, полосками на лапах и хвосте. Именно эти полосы и пятна и указывают на вероятный прообраз этого существа. В лапах кошки держат ростки. Стилизованные ветви растений находятся между лапами.
Образ этого мифического существа был заимствован из иконографии паракас. В коллекции Чикагского института искусств находится сосуд в виде пампасской кошки.
Эксперты музея идентифицируют его как керамику наска, что вполне возможно. В то же время, гравировки по контуру рисунка, которые ремесленники наска в дальнейшем заменят тонкими черными линиями, и цветовая гамма росписи напоминают изделия культуры паракас (о смене традиции изготовления керамики см. "Культура индейцев наска").
В качестве дополнительного примера можно привести еще один сосуд в виде кошки, уже, без сомнения, культуры паракас, который находится в коллекции Музея искусства "Метрополитен".
Лапы и хвост покрыты полосами, тело - пятнами. Небольшие уши, как на росписи наска, явно выделены усы.
Образ Пятнистого кота, пожалуй, самый беззлобный во всей иконографии наска: кот довольно часто изображается без явно представленных трофейных голов. Вероятно, это связано с тем, что пампасская кошка и оцелот хоть и являют собой грозную силу, но по натуре достаточно игривы и не проявляют агрессию в сторону человека. Эти небольшие кошки могли рассматриваться как некие покровители сельского хозяйства, т.к. они питаются небольшими животными, которые наносят вред посевам.
Изображения кошачьего мифического существа встречаются не только на керамике. В коллекции Художественного музея Кливленда находится великолепная инкрустированная камнями и золотом раковина спондилюса, на которой представлена фигура Пятнистого кота.
Интересно, что в данном случае лапы животного покрывают пятна, а не полосы.
Образ кошачьего мифического существа постепенно становятся более детальными, уточняются детали маски, добавляется высунутый язык. На фрагментах ткани из коллекции Чикагского института искусств язык кошки представлен в виде ростка.
Существует и альтернативное мнение о прообразе этого мифического существа. Некоторые исследователи считают, что на изображениях представлена вовсе не кошка, а выдра. Усы выдры значительно длиннее кошачьих и могут быть направлены в сторону ушей, как на росписи сосуда из коллекции Национального музея Шотландии.
Или на сосуде из коллекции Британского музея.
Связь животного, ведущего полуводный образ жизни, с культом плодородия также вполне объяснима.
Начиная примерно с 300-400 гг. н.э., образ Пятнистого кота существенно усложняется. К нему примешиваются антропоморфные черты и признаки других мифических существ. На изображениях в этих случаях почти всегда присутствуют трофейные головы. Глаза кошки иногда украшают узоры, которые связывают с образом хищной птицы.
В коллекции Британского музея находится сосуд с изображением мифического существа с признаками и Пятнистого кота, и Ужасной птицы.
Также в качестве примера приведем прорисовку росписи керамики из того же собрания со смешанным образом Пятнистого кота и Змеиного существа с антропоморфными признаками.
После 500-550 гг. н.э. Пятнистый кот полностью исчезает из искусства наска. Его признаки иногда можно заметить как часть изображения личины, которая заменяет собой образы мифических существ в росписи керамики поздней наска. Пример сосуда с такой маской-личиной есть и в нашей коллекции.
От Пятнистого кота на этом изображении остались лишь стилизованные усы, частично головной убор и схематичные изображения ростков.
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.