Блог

Тепейоллотль - бог ягуаров, пещер, землетрясений и горного эха

Тепейоллотля изображали в виде ягуара или бога в шкуре ягуара. Обычно его описывают как бога пещер, горного эха и землетрясений, но на самом деле его значение и зона влияния намного шире.

Чаще всего этот бог, в т.ч. благодаря раскраске лица, отождествляется с Тескатлипокой, но многие элементы изображений указывает на его связь и с другими божествами.

Для того, чтобы раскрыть суть этого божества и понять его роль, стоит обратиться к мифологии и символике образа ягуара в Мезоамерике.

Фрагмент кодекса Теллериано-Ременсис. Коллекция Bibliothèque nationale de France, Paris.
Фрагмент кодекса Теллериано-Ременсис. Коллекция Bibliothèque nationale de France, Paris.

Ягуар и Тескатлипока: символ разрушения, смерти, конца эпохи, покровитель колдунов

Согласно мифологии ацтеков Тескатлипока был первым солнцем (см. 5 эпох, 5 солнечных светил, 6 богов: Кого ацтеки называли богом солнца?). В те времена землю населяли гиганты, и это продолжалось в течение 676 лет. Кецалькоатль ударил Тескатлипоку палкой, сбив его с небес в воду. Там Тескатлипока обратился в ягуара, а затем убил всех гигантов.

События этого мифа в некотором смысле дублируются, когда Тескатлипока и Кецалькоатль вступают в противостояние в сказании о Туле. Кецалькоатль пытался изменить религию, ритуалы и образ жизни индейцев Мезоамерики, что пришлось не по нраву его оппоненту. Тескатлипока в образе ягуара пугает сторонников Кецалькоатля, в конечном счете, изгоняя его из Тулы и возвращая привычные кровавые церемонии, жертвоприношения и войны.

Тескатлипока (?), воин-ягуар. Мексика, 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.
Тескатлипока (?), воин-ягуар. Мексика, 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.

В обоих случаях Тескатлипока, обладавший в глазах индейцев способностью уничтожить мир, выступал в виде ягуара - образа, связанного с концом эпохи, с концом света.

Тепейоллотль прямо отождествляется с Тескатлипокой и в Бурбонском кодексе. Он изображен в паре с Кецалькоатлем. Над их головами прорисован щит и дротики как символ постоянной борьбы двух противоположностей.

Тепейоллотль и Кецалькоатль. Фрагмент Бурбонского кодекса. Коллекция Bibliothèque de l'Assemblée Nationale, Paris.
Тепейоллотль и Кецалькоатль. Фрагмент Бурбонского кодекса. Коллекция Bibliothèque de l'Assemblée Nationale, Paris.

Ягуар ассоциировался с каменным ножом. Вероятно, так трактовалась его способность кусать, драть когтями, забирать жизнь. В кодексе Борджиа его изображение окружено оживленными жертвенными ножами.

Некоторые исследователи трактуют эту связь еще шире, ссылаясь на то, что на языке индейцев науа слово ягуар также использовалось для обозначения острых предметов в целом. Таким образом, хищная кошка ассоциировалась с идеей укуса, потери жизни.

Ягуар в окружении каменных ножей. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции the British Museum.
Ягуар в окружении каменных ножей. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции the British Museum.

Колдуны и шаманы в Мезоамерике носили с собой различные части тела ягуара: шкуру, хвост, когти, зубы или даже сердце. Считалось, что они могут обращаться в ягуара, чтобы отнимать жизни их противников, людей которые им не нравились. Зачастую способность превращаться в ягуара трактовалась в отрицательном смысле, т.к. этот образ навевал страх и ужас. Индейцы верили, что не только люди могут принимать образ животного, но и животное способно притвориться человеком, чтобы обмануть свою жертву. Страх перед ягуаром был настолько силен, что люди боялись называть его, используя вместо этого различные характеристики, например "людоед".

Тепейоллотль являлся также богом эха, звука гор, рева земли. Эти звуки наводили ужас на индейцев. Эхо часто ассоциировалось с ревом ягуара. Гул земли во время землетрясения также приписывался этому богу. Интересно, что в кодексе Тоналаматль Аубин Тепейоллотль снова изображается в паре с Кецалькоатлем, но уже без прямой отсылки к Тескатлипоке. Перед ним изображена труба из раковины, которая обычно является атрибутом Кецалькоатля, его отличительным признаком. Индейцы считали, что звук раковины также напоминает рев ягуара. Принимая во внимание символику образа хищной кошки, стоит учитывать, что рев этот зачастую не сулил ничего хорошего.

Кецалькоатль и Тепейоллотль. Фрагмент кодекса Тоналаматль Аубин. Коллекция Instituto Nacional de Antropología e Historia, Mexico.
Кецалькоатль и Тепейоллотль. Фрагмент кодекса Тоналаматль Аубин. Коллекция Instituto Nacional de Antropología e Historia, Mexico.

Ночной хищник

Тепейоллотль неспроста был одним из владык ночи (см. Тональпоуалли - ритуальный календарь ацтеков), покровителем восьмого ночного часа. Ягуар - ночной хищник, он отлично видит в темноте. Его образ ассоциировался в Мезоамерике с заходящим или ночным солнцем, а иногда и с луной. Его пятнистая шкура напоминала индейцам звездное небо.

В кодексе Ватиканус В ягуар изображен в пещере, чьи очертания напоминают луну.

Фрагмент кодекса Ватиканус B. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Фрагмент кодекса Ватиканус B. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

Одно из названий первого солнца, Солнца ягуара (см. 5 эпох, 5 солнечных светил, 6 богов: Кого ацтеки называли богом солнца?), можно перевести также и как Ночное солнце.

У сапотеков образ ночной кошки тесно связан с другим ночным животным - летучей мышью. На головном уборе фигуры жреца из коллекции Museo Amparo маска летучей мыши покоится на спине ягуара.

Фигура жреца. Сапотеки, 200-600 гг. н.э. Коллекция Museo Amparo, Puebla.
Фигура жреца. Сапотеки, 200-600 гг. н.э. Коллекция Museo Amparo, Puebla.

Стоит отметить, что ассоциация с ночной тьмой, луной, звездами свойственна мезоамериканским божествам земли, плодородия, деторождения и смерти.

Связь с богами земли и плодородия

Ягуар живет в пещерах, в недрах земли, а значит, принадлежит в т.ч. и подземному, загробному, миру. Само имя Тепейоллотль переводится как "сердце гор/холмов".

Мы уже упоминали ранее, что название пятого солнца могло звучать как Солнце ягуара или Ночное солнце, но его названием было также и Солнце земли.

Пещеры воспринимались индейцами как вход в подземный, загробный мир. Хищная кошка, таким образом, являлась существом, охраняющим эти пути.

Пещера Чикомосток. Фрагмент из Historia Tolteca-Chichimeca. Коллекция Bibliothèque nationale de France, Paris.
Пещера Чикомосток. Фрагмент из Historia Tolteca-Chichimeca. Коллекция Bibliothèque nationale de France, Paris.

Пещеры также ассоциировались с утробой матери - универсальным символом плодородия. Согласно некоторым мифам первые люди вышли именно из пещер. Ацтеки верили, что они вышли из пещеры Чикомосток ("семь пещер").

Кроме того, бог-ягуар упоминается и как страж богатств, сокровищ, которые стоит воспринимать в широком смысле, например, как хороший урожай или рождение ребенка.

В кодексе Борджиа Тепейоллотль представлен в паре с Тласолтеотль, богиней греха, пожирательницей грязи, которая ассоциируется с богиней земли Тоси. В кодексе Тласолтеотль изображена в голубом одеянии с полумесяцами. Подобные узоры и цвета можно увидеть на богах воды в контексте плодородия. В правой руке у нее связка дротиков, левой богиня удерживает за волосы ребенка, ведь она помогает и при родах, которые ацтеки приравнивали к битве.

Тепейоллотль и Тласолтеотль. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции the British Museum.
Тепейоллотль и Тласолтеотль. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции the British Museum.

В качестве одного из свидетельств тесной связи ягуара с землей можно привести легенду, распространенную среди современных мезоамериканских индейцев о том, что предметы из глины могут превращаться в ягуаров.

Фрагмент кодекса Ватиканус B. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Фрагмент кодекса Ватиканус B. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

В кодексе Ватиканус В богиня-монстр Сипактли, из чьего тела была сотворена земля, изображена в виде крокодила с лапами ягуара, подчеркивающими связь образа ночной кошки с землей, с ее агрессивной природой. Интересно, что на спине Сипактли стоит вовсе не случайный в этом сюжете Тлалок, бог дождя, облаченный в шкуру ягуара.

Ягуар и боги воды

Как мы уже писали ранее, ночные хищные кошки жили в пещерах. Спускаясь в такие места, индейцы часто видели там озера и источники. Вероятно, поэтому пещеры часто использовали как святилища, посвященные богам воды.

В них проводились различные ритуалы и жертвоприношения с просьбой о дожде. Так, ацтеки замуровывали в пещерах детей и карликов и держали их там до тех пор, пока те не умирали.

Ацтеки верили, что подземные источники воды используются как резервуары, в которые боги собирают воду перед тем, как пролить ее на поверхности.

Сама земля зачастую воспринималась индейцами как сосуд с водой. Сами боги воды могли изображаться как горы или холмы, наполненные водой.

Бог Тлалок. Фрагмент кодекса Ватиканус А. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Бог Тлалок. Фрагмент кодекса Ватиканус А. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

Связь ягуара с божествами воды прослеживается и в ритуалах народов Мексики. На территории нынешнего мексиканского штата Герреро проводили кровавые бои среди юных воинов, одетых в шкуры хищной кошки. Делалось это с целью обеспечить достаточное количество дождей в предстоящий сезон.

На территории мексиканского штата Веракрус индейцы, облаченные в шкуры ягуара, устраивали ритуальные танцы, прося богов о дожде и хорошем урожае.

Сам Тлалок, бог дождя, иногда изображался в шлеме в виде кошачьей головы и в шкуре ягуара.

Фрагмент кодекса Ватиканус B. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Фрагмент кодекса Ватиканус B. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

Образ ягуара связывали с водой задолго до ацтеков. На фресках Теотиуакана достаточно часто встречаются изображения этой хищной кошки. На шкурах некоторых животных вместо пятен был представлен сетчатый узор. Индейцы верили, что боги дождя проливают воду на землю через сеть. Сетчатая ткань была важным атрибутом жрецов Тлалока.

Ягуар с сетчатым узором. Фрагмент настенной росписи. Теотиуакан 400-600 гг. н.э. Коллекция Dumbarton Oaks Museum, Washington.
Ягуар с сетчатым узором. Фрагмент настенной росписи. Теотиуакан 400-600 гг. н.э. Коллекция Dumbarton Oaks Museum, Washington.

Связь Тепейоллотля с водой не всегда была косвенной, опосредованной. Индейцы приносили жертвы с просьбами о дожде и непосредственно Тескатлипоке в образе ягуара, т.к. считалось, что он способен как вызывать дождь, так и разгонять тучи и облака.

Тепейоллотль и очищение

Как мы уже упоминали ранее, Тепейоллотля иногда изображали в паре с богиней греха и очищения Тласолтеотль, которая также была покровительницей дня со знаком Оцелотль (Ягуар). Подобные изображения, вероятно, символизировали способность ягуара отпускать грехи, очищать человека.

Тепейоллотль и Тласолтеотль. Фрагмент кодекса Ватиканус B. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.
Тепейоллотль и Тласолтеотль. Фрагмент кодекса Ватиканус B. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana.

Индейцы некоторых районов Гватемалы, встречая ягуара, вместо того, чтобы убивать или нападать/защищаться, рассказывали ему о своих грехах и умоляли не убивать их. Таким образом они в позитивном исходе очищались. Исповедь могла сопровождаться дальнейшими ритуалами с подношением крови.

Ягуар как символ власти

Образ ягуара был связан с понятиями силы, разрушения, власти над жизнью и смертью, но также и с плодородием, богатством, деторождением и помилованием. Столь широкая трактовка символики изображений хищной кошки находит отражение в различных ритуальных предметах. Так, в коллекции Британского музея находится контейнер, в углубление которого помещали вырванные сердца жертв.

Ритуальный сосуд для сердец. Теотиуакан, 400-600 гг. н.э. Коллекция The British Museum.
Ритуальный сосуд для сердец. Теотиуакан, 400-600 гг. н.э. Коллекция The British Museum.

Желая получить силу, скорость и бесстрашие, воины облачались в шкуры ягуара, носили шлемы в виде головы ягуара, изображали хищных кошек на одежде. У ацтеков, да и у майя, существовали воинские ордены, называемые в честь этого хищника. Воины сапотеков именовали себя сынами ягуара.

Правители использовали образ ягуара как символ своей власти. Входы во дворцы охраняли статуи животных-стражников.

Хищная кошка. Мезоамерика, 1345-1521 гг. н.э. Коллекция Museo Amparo, Puebla.
Хищная кошка. Мезоамерика, 1345-1521 гг. н.э. Коллекция Museo Amparo, Puebla.

Умение вести войну было необходимым качеством правителя. Ягуар же является вершиной пищевой цепи, идеальным воином. В природе у него нет врагов и даже соперников. В сцене инаугурации, представленной на сосуде из коллекции Чикагского института искусств, правитель сидит на троне, обтянутом кожей ягуара. Перед инаугурацией, будущие правители зачастую вели так называемые коронационные войны с целью захвата пленников для жертвоприношений и чтобы продемонстрировать выдающиеся воинские способности (см. Пленники и принесение их в жертву в искусстве майя).

Сосуд со сценой инаугурации правителя. Майя, 650-800 гг. н.э. Коллекция Art Institute of Chicago.
Сосуд со сценой инаугурации правителя. Майя, 650-800 гг. н.э. Коллекция Art Institute of Chicago.

Часто ягуар дополнялся орлом, ведь если хищная кошка ассоциировалась все-таки со злой стороной силы, то хищная птица символизировала солнце и добрую, положительную сторону силы. Эти образы настолько сильно отпечатаны в мировоззрении индейцев, что использовались и после завоевания европейцами, в т.ч. в качестве герба, изображения покровителей того или иного поселения.

Ягуар и орел рядом с Благовещением Пресвятой Богородицы в монастыре в Куаутинчан, Пуэбла. Иллюстрация №5 к статье
Ягуар и орел рядом с Благовещением Пресвятой Богородицы в монастыре в Куаутинчан, Пуэбла. Иллюстрация №5 к статье "Building in the Shadow of Death: Monastery Construction and the Politics of Community Reconstitution in Sixteenth-Century Mexico", 2018. Ryan Crewe.

Таким образом, символику божества достаточно трудно уложить в стандартную формулировку "ягуары, пещеры, эхо, землетрясение". Несмотря на то, что в целом такое описание не является искажением, оно совершенно не дает понимания сути и роли Тепейоллотля, как бога, связанного одновременно и с водой, и с землей, и с небом, как бога покровителя, так и бога отнимающего жизнь, как карающего, так и отпускающего грехи, как разрушителя, так и дарующего богатства...


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.