В целом, сюжеты жертвоприношения и изображения пленников отражали успехи в войнах, легитимизировали власть правителя или представителя элиты.
Пленники
Распознать этот тип фигур людей среди изделий из кремнистого сланца можно по характерным укороченным конечностям.Таким образом ремесленники передавали позу пленников: они стоят на коленях, их руки связаны за спиной. Голову обычно изображали в профиль, лицо обращено по диагонали вверх, головной убор упрощен. В целом, поза пленника должна была выражать покорность.
В качестве скульптурного аналога можно привести предмет из коллекции Музея искусств Принстонского университета.
Руки связаны за спиной. Пленника, на высокий статус которого указывает округлый живот, явно пытали: нос сломан, ноги и гениталии отсутствуют. Выражение лица при этом спокойное, голова обращена вправо и немного вверх: он будто свысока взирает на окружающих. Одежды нет, ведь нагота - это тоже элемент унижения.
В коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес есть курильница с фигуркой пленника в характерной позе.
Руки также связаны за спиной, человек стоит на коленях, а голова обращена вверх.
Захват пленников был очень важен для майя. Предполагается, что иногда войны начинали и вели именно с желанием взять пленных.
Жертвоприношение пленных
Ритуалы жертвоприношения были необходимы для поддержания баланса в изначально нестабильном мире. Также таким способом майя демонстрировали власть и могущество, отмечали важные исторические и политические события.Среди предметов из кремнистого сланца фигурки принесенных в жертву людей можно распознать по схематично представленным разрезам, отметинам, изображающим извлеченные или поврежденные внутренние органы, вскрытым грудным клеткам, раскинутым в стороны конечностям, упрощенным или отсутствующим головным уборам и т.д. Так, на предмете на иллюстрации выше мастер использовал неоднородную структуру камня для обозначения выпотрошенного нутра и разреза вдоль туловища.
В коллекции Чикагского института искусств находится сосуд со сценой инаугурации правителя майя.
Он сидит на троне в окружении слуг, музыкантов и знати. На помосте перед ним ожидает своей казни связанный пленник. Человеческие жертвы на церемонии инаугурации выступали в качестве подношения богам-покровителям будущего правителя.
Вполне вероятно, что пленник был захвачен в рамках так называемой коронационной войны, которую начинали именно с целью приобрести жертвы для церемонии и продемонстрировать/доказать выдающиеся воинские способности правителя. Жертвоприношения также являлись залогом грядущего триумфального правления.
Майя были достаточно изобретательны в выборе способа убийства. Они практиковали кровопускание, обезглавливание, потрошение, расчленение, иссечение сердца и даже сожжение. Известны изображения, на которых представлены бои на смерть. В качестве примера можно привести сосуд из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес.
Пленники бьются на смерть заостренными орудиями из кости. Вокруг бойцов стоят представители знати. Они протягивают сражающимся оружие для битвы и наблюдают за ее ходом.
В собрании Музея искусств Далласа находится сосуд со сценой принесения в жертву пленника, лишенного одежды в качестве символа унижения и поражения.
Жертва лежит на спине на каменном алтаре. Живот вспорот, на лице застыла предсмертная гримаса боли. Кровь повсюду: она льется на алтарь, забрызгала одежду палачей.
Интересен предмет, которым убили жертву. Это один из типов эксцентриков - ритуальных предметов из кремнистого сланца, о некоторых разновидностях которых мы ранее писали (см. Искусство майя: ритуальные предметы из кремнистого сланца и обсидиана). Он вмещает в себя сверхъестественную силу и ассоциирует палачей с богами, что также подчеркнуто костюмами и атрибутами, которые они удерживают в руках.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.