После заката Уари на небольшой территории центрального побережья Перу непродолжительное время существовала культура Чанкай. Уже в начале XV в. Чимор завоевал южные земли Чанкай, а примерно в 1450-х гг. Инки полностью подчинили всю территорию.
Люди Чанкай сильно различались по социальному статусу. Вся территория государства контролировалась несколькими региональными правителями, в чьем подчинении находились небольшие родовые кланы (айллу), управляемые местными этническими лидерами (курака).
Экономика базировалась на сельском хозяйстве. Активно строились оросительные каналы и хранилища для воды. Ловля рыбы и торговля с народами других культур также были значимыми источниками дохода.
Ремесленники Чанкай не вошли в историю как создатели шедевров искусства. Их керамические изделия часто примитивны, формы нарочито упрощены. Наиболее распространена роспись черным по белому, также использовались мягкие оттенки коричневого. Керамика Чанкай удивительно очаровательна, забавна и иногда комична (в лучших значениях этого слова). Керамические предметы крупные, с матовой поверхностью. Для изготовления активно использовались формы-заготовки.
Часто встречаются крупные овальные сосуды, горло которых выполнено в форме человеческого лица. Также распространены фигурные изделия в виде животных. Своеобразной визитной карточкой керамики Чанкай являются статуэтки людей (в основном женщин) с длинными и толстыми ногами, большим туловищем, крупной головой и короткими тонкими руками.
В отличие от керамики, текстильные изделия Чанкай поражают качеством проработки и мастерством исполнения: разнообразные техники (плетение, парча, вышивка, роспись), материалы (шерсть ламы, хлопок, перья), используемые красители, мотивы росписи. Часто встречаются геометрические узоры, морская символика и изображения божеств. Из тканей изготовлялись куклы в форме людей и животных, которые использовались в качестве погребального инвентаря.
Ремесленники обрабатывали дерево и металлы. Из дерева создавались скульптуры, маски, декоративные элементы, предметы повседневного использования, в то время как из металлов (в основном серебро) делали украшения и погребальный инвентарь, в т.ч. маски.
Большие кладбища являются одной из особенностей культуры Чанкай. Индивидуальные захоронения представляли собой четырехугольные камеры с крышей. Социальный статус покойного отражался на размерах камеры, глубине захоронения (до 2-3 метров) и количестве и качестве изготовления погребального инвентаря.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.