Игра в мяч – общая культурная традиция всех народов Мезоамерики. В мяч играли не только майя, но и ацтеки, веракрус, колима, наярит и т.д.
Полные правила игры неизвестны. Более того, вероятно, единых правил не было, т.к. каждая культура и народ вносил определенные правки. Предполагается, что мяч ассоциировался с движением небесных светил, борьбой дня и ночи, жизни и смерти. Команда, допустившая остановку мяча, проигрывала. Победитель определялся путем подсчета очков. Испанский священник Диего Дюран упоминает, что они начислялись, например, за удары по мячу, за приземление в определенных зонах и на концах поля и в тех случаях, когда противник не смог передать мяч через разделительную линию.
У ацтеков игра была связана также и с концепцией оллин (движение) - одной из характеристик первоначальной созидающей энергии. Текущий мир называли также и эрой "Четыре движения", что, с одной стороны, описывало все виды движения, представленные в этот период (см. символику числа 4), с другой, указывало на причину грядущего конца света (мощные землетрясения). Резиновый мяч своими условно беспорядочными движениями, отскоками и рикошетами олицетворял концепцию оллин, неупорядоченную, неструктурированную энергию.
Игру могли вести две команды либо вовсе два человека. Команды, судя по размерам стадионов, были небольшими, чаще всего до 3-х человек. В то же время, известны и очень большие площадки для игры. Их длина иногда превышает 20 метров, а размеры стадиона в Чичен-Ица действительно впечатляют: 96,5 метров в длину и 30 метров в ширину. Предполагается, что столь крупные площадки использовались скорее для ритуалов, имитирующих игру.
Стадионы имели форму вытянутого прямоугольника с расширениями на концах, поле которого делилось на две части небольшим алтарем. Таким образом оно напоминало заглавную букву I.
Поле для игры в мяч. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.Поле для игры в мяч. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.
Поле для игры в мяч. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.
Боковые стены стадионов часто были наклонными, что, вероятно, позволяло игрокам использовать их в процессе игры, направляя мяч так, чтобы он отскакивал в нужном направлении.
Появление колец на боковых стенах в постклассический период наглядно демонстрирует изменение правил состязания с течением времени. Вероятно, игроки стремились попасть в них мячом, но значение такого попадания не вполне понятно, хотя Диего Дюран упоминает, что в этом случае игрока (или команду) объявляли победителем.
Попасть в кольцо было очень непросто. Испанский священник Торибио де Бенавенте писал:
Человек, бросающий мяч руками с близкого расстояния, не мог попасть в кольцо и одного раза из ста, и даже из двухсот попыток.
Мячи делали из сока каучукового дерева. Они были разных размеров. Самые крупные могли весить 10 кг и более. Иногда резиной покрывали головы поверженных врагов для того, чтобы игрой таким мячом отпраздновать победу.
Интересно, что сами мячи могли использоваться не только в игре, но и как подношения богам. В некоторых случаях латексом покрывали и стандартные подношения в виде ароматических смол, формируя подобие мяча. Помимо символического значения это, вероятно, делалось потому, что резина быстрее разгоралась.
Для игры тяжелыми мячами требовалось снаряжение. В эпосе майя-киче «Пополь Вух» в описании экипировки героев-близнецов упоминаются кольца, наколенники, нашейники, перчатки, головные уборы, маски и мяч.
Одним из атрибутов игрока в мяч являлся каменный пояс в виде огромной подковы. Однако, такие пояса были скорее церемониальными и не использовались в самой игре, где их заменяли на более легкие деревянные и кожаные. Также игроки применяли каменные биты, которые вкладывались в ладонь, и надевали массивные защитные наколенники.
Тесная связь ритуального состязания с жертвоприношениями прослеживается в многочисленных изображениях и рельефах в Мезоамерике. Однако существуют определенные сложности с трактовкой смысла этих цен: не вполне понятно, кого приносили в жертву, когда проводили эти церемонии, и как они непосредственно соотносятся с игрой и ее результатами. Детали изображений указывают на связь таких ритуалов жертвоприношения с землей, с плодородием, с зарождением новой жизни через смерть, с высвобождением живительной, питающей энергии.
Игра в мяч использовалась для отбора наиболее достойных посланников к богам. Вероятно, выигравшую команду либо игрока приносили в жертву в тяжелые времена для того, чтобы попросить у богов помощи или совета.
Однако игра в мяч не всегда сопровождалась жертвоприношениями. Известны изображения игры между правителями и их вассалами. Игры также проводились и как спортивные мероприятия, напоминающие современные соревнования, в т.ч. и наличием кричащих болельщиков на трибунах. Считается, что существовал даже некий аналог тотализатора.
Искусные игроки в мяч были очень уважаемыми людьми. Они по статусу были близки к знати. Победителей восхваляли, пели им песни, одаривали ценными призами. Победу в игре приравнивали к победе в жестокой битве, убийству множества вражеских воинов.
Предполагается, что и сами воины использовали требующую недюжинной силы и ловкости игру в мяч как способ тренировки.
Источники:
- Caitlin C. Earley. The Mesoamerican Ballgame. Esssey, Metropolitan Museum of Art, 2017.
- Christopher Jones. The Rubber Ball Game. A Universal Mesoamerican Sport. Expedition Magazine, 27.2, 1985.
- Diego Duran. Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar. Translated and edited by Fernando Horeasitas and Doris Heyden, University of Oklahoma Press, 1971.
- Theodore Stern. The Rubber-Ball Games of the Americas. New York, 1950.
- Р.В. Кинжалов. Пополь-Вух; Родословная владык Тотоникапана. Отв. ред. Ю.В. Кнорозов. Изд-во АН СССР, 1959.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.