
В этот раз мы хотели бы более детально остановиться на образах игроков, их атрибутах, позах, снаряжении. Этот тип изображений, вероятно, был призван увековечить память о конкретных людях и событиях. Распознать образ игрока не всегда просто. Важно обращать внимание на различные мелкие детали. В качестве примера можно привести фигуру игрока в мяч, найденную при раскопках поселения майя Алтун-Ха в Белизе.

Упрощенный головной убор и укороченные руки придают фигурке сходство с изображениями пленников (см. Пленники и принесение их в жертву в искусстве майя), но есть и ряд существенных отличий: на талии явно выделен объемный широкий пояс; ноги игрока пропорциональны туловищу, т.к. человек стоит в полный рост, а не на коленях.
Похожий по силуэту фигурный свисток культуры нопилоа находится в коллекции Музея искусств «Метрополитен», Нью-Йорк.

Интересно, что на шее представленной фигуры повязана белая веревка, заплетенная в своеобразную косу. В искусстве майя такой признак указывал на изображения пленников, которые нередко выступали в качестве игроков в одной из команд.
Крупные пояса на талии часто не детализированы и оформлены в виде объемного кольца, а потому сложно определить их тип. Чаще всего в музеях выставлены церемониальные каменные пояса-подковы, подобные экспонату из коллекции Музея изящных искусств в Бостоне.

Сложно, однако, представить себе человека, бодро перемещающегося по полю и активно двигающегося с таким снаряжением на талии: длина подковы 41,6 см, а ширина 37,5 см. Совершенно очевидно, что подобные предметы могли выступать лишь как ритуальные предметы, подношения, погребальный инвентарь и даже трофей, а непосредственно во время игры использовалось нечто другое.
В коллекции Музея искусств при университете Принстона находится фигура игрока с очень детализированным игровым поясом.

Игровые пояса формировали из деревянных колец и многих слоев кожи или ткани, где ткань и кожа выступали в качестве амортизаторов, а дерево в качестве ударного инструмента, которым можно было отбивать мяч. Деревянные кольца в данном случае выделены голубым пигментом.
Строго говоря, поясом это приспособление называть можно только с натяжкой, т.к. оно закрывает собой не только талию с тазом, но и грудь, и живот игрока. За счет многослойности этот элемент снаряжения был очень объемным, и, вероятно, не очень удобным, но обеспечивал должную защиту при игре с твердым и тяжелым мячом.

Бедра фигуры из коллекции Музея искусств округа Лос-Анджелес прикрыты длинными полами плотного одеяния. Дополнительную защиту обеспечивают наколенники и элементы, надеваемые на голень.
Игроки старались отбивать мяч бедрами, на что прямо указывает стандартная поза, в которой они изображались в процессе игры. Такие удары по мячу формируют необходимость в серьезной защите ног.

Важным элементом одеяния игрока был также головной убор. Он мог быть достаточно громоздким и иметь сложную форму. У игроков одной команды были одинаковые головные уборы.
Согласно изображениям, игроки выигрывающей команды часто были облачены в головные уборы в виде оленей, что указывает на предопределенность результата матча в некоторых случаях.

Снаряжение для игры в мяч играло не только функциональную роль, но и имело важное ритуальное и магическое значение. Ценность экипировки явно подчеркнута в эпосе майя-киче Пополь-Вух, где владыки Шибальбы, желая завладеть кольцами, наколенниками, нашейниками, перчатками, головными уборами, масками и мячом, вызывают на игру первую пару близнецов. Братья отправились к Владыкам только после того, как спрятали эти предметы. Итогом стало поражение братьев. Вторая же пара близнецов, явившаяся в Шибальбу в полной экипировке, одержала победу.
Таким образом, снаряжение было настолько значимым, что зачастую считалось предопределяющим победу или поражение в игре.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.