Блог

Символика числа 4 у ацтеков: когда 4 - это не совсем 4

Ацтеки уделяли огромное внимание числам, многие из которых обладали определенным значением, помимо простого указания на количество. Они даже использовались для описаний ритуалов и в именах богов.

Мезоамериканские индейцы в отличие от европейцев использовали двадцатеричную систему счисления. Ацтеки обычно обозначали все числа до 20 просто количеством точек. Так, число четыре изображалось как четыре точки. В качестве примера приведем дату "4 Сипактли" (4 Крокодил) из кодекса Фейервари-Майера.

4 Сипактли. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Коллекция World Museum, Liverpool.
4 Сипактли. Фрагмент кодекса Фейервари-Майера. Коллекция World Museum, Liverpool.

Символическое значение числа 4 лучше всего прослеживается в мифе о пяти солнцах, пяти эпохах.

Первым светилом был Тескатлипока. Этого бога часто изображали в виде ягуара, ночного хищника, он олицетворял разрушительные силы, тьму, колдовство. После того, как Тескатлипоку сшибли с небес, он призвал ягуаров, которые уничтожили мир. Эта эра носила название "4 ягуара".

Вторым солнцем был бог ветра Кецалькоатль. Ветер и положил конец этой эпохе. Интересно, что обитатели мира стали обезьянами, а бог ветра часто изображается в виде обезьяны с вытянутыми губами или клювом. "4 ветра" было названием эпохи.

Бог ветра в виде обезьяны с вытянутыми губами. Ацтеки, XIII-XVI вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.
Бог ветра в виде обезьяны с вытянутыми губами. Ацтеки, XIII-XVI вв. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Третьим светилом был бог дождя Тлалок. Эта эпоха закончилась огненным дождем. Совершенно очевидно, что называлась эра "4 дождя".

Четвертым солнцем стала спутница Тлалока, богиня воды Чальчиутликуэ. В итоге весь мир утонул, а обитатели превратились в рыб. Называлась эта эпоха "4 вода".

Таким образом, название эры описывало содержимое. Может число в данном случае использовалось для обозначения количества? Однако совершено очевидно, что в эпоху ягуаров было значительно больше, чем 4 ягуара. Точно также эра ветра была наполнена ветрами, ведь они даже уничтожили этот мир. В эру дождя было точно больше чем 4 дождя, а в эпоху воды жидкости было действительно много. Таким образом, число 4 использовалось явно не в количественном значении, а как символ.

4 предшествующие эпохи. Камень солнца. Ацтеки (?), 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.
4 предшествующие эпохи. Камень солнца. Ацтеки (?), 1250-1500 гг. н.э. Коллекция Museo Nacional de Antropologia, Мехико.

Легенда о Куэштекатле упоминает правило четырех порций пульке. При этом размер порции или сосуда не оговорен, но превышение этой установленной нормы жестоко наказывалось. Этот момент явно указывает на то, что ацтеки подразумевали не конкретное количество напитка, а его некую достаточную, но не излишнюю меру. Это значение отлично вписывается и в трактовку названий прошлых эпох, где превышение предельно допустимой нормы приводило к уничтожению мира.

Такая трактовка оставляет неотвеченным вопрос: Если четыре это не четыре, то сколько? Это зависит от контекста. Число 4 является предельным достаточным, а значит описывает все нормальные доступные значения. Например, в текущую эпоху "4 движения" движется все вокруг: солнце, луна, звезды, земля, люди, кровь, сердце, жизненная энергия. Кроме того, движения разнонаправленные: вверх и вниз, влево и вправо, вперед и назад и т.д. Можно выделить и качественные типы движения: упорядоченные и хаотичные, затухающие и усиливающиеся.

Фрагмент. Общая история о делах Новой Испании. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.
Фрагмент. Общая история о делах Новой Испании. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze.

Число 4 могло также иметь качественное значение. Упоминая игру с пульке и тростинками Бернардино де Саагун описывает содержимое сосудов как 5 пульке. Контекст позволяет предположить, что имелось ввиду вовсе не количество или не только количество, но и чрезмерная крепость напитка. На подобное значение указывает и описание гибели эпохи дождя: конец эре положил огненный дождь, который явно выбивается за грани нормального. Текущая эра движения закончится мощным землетрясением - движением, которое также не является нормой.

Стоит отметить, что в качестве описания всех доступных вариантов использовалось также и число 400, но о его значении и особенностях мы расскажем как-нибудь в следующий раз.


Источники:

  1. Bernardino de Sahagun. Florentine Codex: General History of the Things of New Spain. Translated and edited by Arthur Anderson and Charles E. Dibble, 1950-1982.
  2. Eduard Seler. Codex Fejervary-Mayer. An Old Mexican Picture Manuscript in the Liverpool Free Public Museums (12014/M). 1901-1902. Translated by A.H.Keane.
  3. Historia de los mexicanos por sus pinturas. Anonimous, 16th century. Copied by Joaquín García Icazbalceta, 1891.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.