Внешний вид их внушает страх. Их тела напоминают скелеты: ребра, позвоночник и конечности лишены плоти. Губы отсутствуют, обнажая зубы. Кисти и ступни заменяют когтистые лапы. Все их тело покрыто множеством глаз, напоминающих звезды. На их шеях висят ожерелья из сердец, вырванных из груди, и отрубленных кистей рук. Бумага, окропленная кровью, также символизирующая смерть, украшает их головы. Сами волосы их - тьма, наполненная звездами.
Различные детали образа указывают на связь демонов с богинями земли. Конечности демонов покрыты многочисленными ртами, как и туловище богини-монстра Сипактли, из тела которой была создана суша. Эти рты требуют жертв, ведь именно в обмен на кровавые подношения земля дарует пропитание, т.к. жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом, и одно без другого невозможно. Связь прослеживается и в мифе о возникновении агавы: молодая богиня земли Майяуэль была похищена с небес, где она жила среди Цицимиме, возглавляла которых ее бабка.
Цицимиме не всегда были женщинами. Стоит даже отметить, что строго говоря, они не являются и отдельными независимыми божествами, а лишь воплощениями, ипостасями многих богинь и богов. Так, в виде ночных демонов изображались боги пульке и бог смерти Миктлантекутли. В Цицимиме могли обращаться и боги, удерживающие небеса, боги четырех сторон света, к которым, помимо владыки Миктлана, относились Кецалькоатль, Шиутекутли и Тлауицкальпантекутли. Бог войны Уицилопочтли также мог принимать это обличие.
Самым благоприятным временем для явления Цицимиме на землю считались пять последних дней ритуального года, называемые немонтеми, и особенно период ночного бдения, завершающий 52-летний цикл и предшествующий церемонии нового огня. Опасаясь демонов, индейцы запрещали детям и беременным женщинам выходить в это время на улицу, т.к. именно на них в первую очередь охотились Цицимиме.
Однако монстры могли появиться и просто ночью, а также в момент солнечного затмения, когда они атакуют солнце. Иными словами, демонов можно встретить тогда, когда меркнет солнце.
Источники:
- Bernardino de Sahagun. Florentine Codex: General History of the Things of New Spain. Translated and edited by Arthur Anderson and Charles E. Dibble, 1950-1982.
- Cecelia F. Klein. The Devil and the Skirt: An Iconographic Inquiry into the Prehispanic Nature of the Tzitzimime. Ancient Mesoamerica, Vol. 11, No. 1, 2000.
- Karl Andreas Taube. The Bilimek Pulque Vessel: Starlore, Calendrics and Cosmology of Late Postclassic Central Mexico. Studies in Ancient Mesoamerican Art and Architecture, Selected Works by Karl Andreas Taube, 2018.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.