Правитель в одеянии из шкуры ягуара и в шлеме в виде головы этой хищной кошки стоит в окружении своих помощников. Все трое держат в руках очень интересные предметы, которые напоминают оружие необычной формы.
Благодаря своей форме и способу ношения эти предметы получили название "кастеты", но на этом их сходство с ударно-дробящим оружием и заканчивается.
На самом деле эти кастеты представляют собой одну из разновидностей предметов из кремнистого сланца, о которых мы писали ранее и, как явно видно на ральефах из Храма жреца-ягуара, их использовали в первую очередь для демонстрации статуса, как один из видов атрибутов власти.
На такое предназначение кастетов указывает и их не самая удобная для ношения и использования форма. В коллекции Института искусств Чикаго находится очень похожий предмет. Его острая зазубренная рукоять явно не предполагала какого-либо функционального применения предмета.
Все предметы, создаваемые из кремнистого сланца, несли в себе определенную символику, т.к. сам материал, из которого они создавались, обладал, по мнению майя, сверхъестественными свойствами (см. Искусство майя: ритуальные предметы из кремнистого сланца и обсидиана). Майя верили, что кремнистый сланец образуется тогда, когда молния бьет в землю. Именно этим и объяснялись свойства этого камня, способность порождать искры при ударе: при возникновении кремнистого сланца частица бога молний Кавиля заключается в породе.
Бог молний Кавиль считался покровителем правителей, первым в их роду, прародителем, а потому предметы из камня, вмещающего его сущность, были идеальным атрибутом власти.
На стеле Караколя в Белизе изображен правитель Владыка Воды с кастетом из кремнистого сланца.
Формы кастетов незначительно отличались, в том числе разным было и количество шипов. Встерчаются экземпляры с тремя, двумя и одним шипом.
В отличие от кастетов с множеством выступов, предметы с единственным наростом, вероятно, использовались в ритуалах жертвоприношения.
Один из примеров такого применения можно увидеть в сцене на сосуде из коллекции Музея искусств Далласа, который мы уже упоминали в публикации Пленники и принесение их в жертву в искусстве майя.
В руке палач удерживает "кастет" с одним шипом.
Несмотря на то, что жертва изображена со вспоротым животом, предполагается, что жертвенные ножи такой формы с одним выступом использовались для иссечения сердца.
© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.