Блог

Что нам известно о мезоамериканской игре в мяч

Сцена игры в мяч, Майя, Тонина, Чьяпас. Монумент 171. Коллекция Museo Nacional Mexico City.
Сцена игры в мяч, Майя, Тонина, Чьяпас. Монумент 171. Коллекция Museo Nacional Mexico City.

Игра в мяч – общая культурная традиция всех народов Мезоамерики. В мяч играли не только майя, но и ацтеки, веракрус, колима, наярит и т.д.

Полные правила игры неизвестны. Более того, вероятно, единых правил не было, т.к. каждая культура и народ вносил определенные правки. Предполагается, что мяч ассоциировался с движением небесных светил, борьбой дня и ночи, жизни и смерти. Команда, допустившая остановку мяча, проигрывала. Победитель определялся путем подсчета очков. Испанский священник Диего Дюран упоминает, что они начислялись, например, за удары по мячу, за приземление в определенных зонах и на концах поля и в тех случаях, когда противник не смог передать мяч через разделительную линию.

У ацтеков игра была связана также и с концепцией оллин (движение) - одной из характеристик первоначальной созидающей энергии. Текущий мир называли также и эрой "Четыре движения", что, с одной стороны, описывало все виды движения, представленные в этот период (см. символику числа 4), с другой, указывало на причину грядущего конца света (мощные землетрясения). Резиновый мяч своими условно беспорядочными движениями, отскоками и рикошетами олицетворял концепцию оллин, неупорядоченную, неструктурированную энергию.

Модель поля для игры в мяч, Наярит, 200 гг. до н.э. – 500 гг. н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.
Модель поля для игры в мяч, Наярит, 200 гг. до н.э. – 500 гг. н.э. Коллекция Los Angeles County Museum of Art.

Игру могли вести две команды либо вовсе два человека. Команды, судя по размерам стадионов, были небольшими, чаще всего до 3-х человек. В то же время, известны и очень большие площадки для игры. Их длина иногда превышает 20 метров, а размеры стадиона в Чичен-Ица действительно впечатляют: 96,5 метров в длину и 30 метров в ширину. Предполагается, что столь крупные площадки использовались скорее для ритуалов, имитирующих игру.

Стадионы имели форму вытянутого прямоугольника с расширениями на концах, поле которого делилось на две части небольшим алтарем. Таким образом оно напоминало заглавную букву I.

Поле для игры в мяч. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.
Поле для игры в мяч. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.

Поле для игры в мяч. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.Поле для игры в мяч. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.
Поле для игры в мяч. Фрагмент кодекса Мальябекки. Коллекция Biblioteca Nazionale Centrale di Firenze.
Боковые стены стадионов часто были наклонными, что, вероятно, позволяло игрокам использовать их в процессе игры, направляя мяч так, чтобы он отскакивал в нужном направлении.

Появление колец на боковых стенах в постклассический период наглядно демонстрирует изменение правил состязания с течением времени. Вероятно, игроки стремились попасть в них мячом, но значение такого попадания не вполне понятно, хотя Диего Дюран упоминает, что в этом случае игрока (или команду) объявляли победителем.

Попасть в кольцо было очень непросто. Испанский священник Торибио де Бенавенте писал:

Человек, бросающий мяч руками с близкого расстояния, не мог попасть в кольцо и одного раза из ста, и даже из двухсот попыток.

Игрок в мяч, Халиско, I в. до н.э. – III в. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.
Игрок в мяч, Халиско, I в. до н.э. – III в. н.э. Коллекция The Metropolitan Museum of Art.

Мячи делали из сока каучукового дерева. Они были разных размеров. Самые крупные могли весить 10 кг и более. Иногда резиной покрывали головы поверженных врагов для того, чтобы игрой таким мячом отпраздновать победу.

Интересно, что сами мячи могли использоваться не только в игре, но и как подношения богам. В некоторых случаях латексом покрывали и стандартные подношения в виде ароматических смол, формируя подобие мяча. Помимо символического значения это, вероятно, делалось потому, что резина быстрее разгоралась.

Игрок в мяч, Веракрус, 150 – 300 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.
Игрок в мяч, Веракрус, 150 – 300 гг. н.э. Коллекция Dallas Museum of Art.

Для игры тяжелыми мячами требовалось снаряжение. В эпосе майя-киче «Пополь Вух» в описании экипировки героев-близнецов упоминаются кольца, наколенники, нашейники, перчатки, головные уборы, маски и мяч.

Одним из атрибутов игрока в мяч являлся каменный пояс в виде огромной подковы. Однако, такие пояса были скорее церемониальными и не использовались в самой игре, где их заменяли на более легкие деревянные и кожаные. Также игроки применяли каменные биты, которые вкладывались в ладонь, и надевали массивные защитные наколенники.

Приспособление для игры в мяч (каменный пояс), Веракрус, 450-700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Boston.
Приспособление для игры в мяч (каменный пояс), Веракрус, 450-700 гг. н.э. Коллекция Museum of Fine Arts, Boston.

Тесная связь ритуального состязания с жертвоприношениями прослеживается в многочисленных изображениях и рельефах в Мезоамерике. Однако существуют определенные сложности с трактовкой смысла этих цен: не вполне понятно, кого приносили в жертву, когда проводили эти церемонии, и как они непосредственно соотносятся с игрой и ее результатами. Детали изображений указывают на связь таких ритуалов жертвоприношения с землей, с плодородием, с зарождением новой жизни через смерть, с высвобождением живительной, питающей энергии.

Игра в мяч использовалась для отбора наиболее достойных посланников к богам. Вероятно, выигравшую команду либо игрока приносили в жертву в тяжелые времена для того, чтобы попросить у богов помощи или совета.

Однако игра в мяч не всегда сопровождалась жертвоприношениями. Известны изображения игры между правителями и их вассалами. Игры также проводились и как спортивные мероприятия, напоминающие современные соревнования, в т.ч. и наличием кричащих болельщиков на трибунах. Считается, что существовал даже некий аналог тотализатора.

Искусные игроки в мяч были очень уважаемыми людьми. Они по статусу были близки к знати. Победителей восхваляли, пели им песни, одаривали ценными призами. Победу в игре приравнивали к победе в жестокой битве, убийству множества вражеских воинов.

Предполагается, что и сами воины использовали требующую недюжинной силы и ловкости игру в мяч как способ тренировки.


Источники:

  1. Caitlin C. Earley. The Mesoamerican Ballgame. Esssey, Metropolitan Museum of Art, 2017.
  2. Christopher Jones. The Rubber Ball Game. A Universal Mesoamerican Sport. Expedition Magazine, 27.2, 1985.
  3. Diego Duran. Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar. Translated and edited by Fernando Horeasitas and Doris Heyden, University of Oklahoma Press, 1971.
  4. Theodore Stern. The Rubber-Ball Games of the Americas. New York, 1950.
  5. Р.В. Кинжалов. Пополь-Вух; Родословная владык Тотоникапана. Отв. ред. Ю.В. Кнорозов. Изд-во АН СССР, 1959.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.