Блог

Тласолтеотль - ацтекская богиня, очищающая от греха

Благодаря ранним европейским источникам Тласолтеотль известна, прежде всего, как богиня греха, похоти и сексуальных удовольствий. Ее прочие черты и сферы влияния, по всей видимости, не так шокировали европейцев, а потому отошли на второй план, а иногда и вовсе забылись. В настоящее время уже очевидно, что Тласолтеотль - это вовсе не демон, соблазняющий людей, подталкивающий их на греховный путь. Скорее, это богиня плодородия, женского начала и очищения. Более того, она даже наказывала людей, преступающих определенные правила, например, неверных в браке.

Фрагмент кодекса Лод. Богиня в образе жрицы, требующей жертв. Коллекция The Bodleian Library, Oxford
Фрагмент кодекса Лод. Богиня в образе жрицы, требующей жертв. Коллекция The Bodleian Library, Oxford

Так, в кодексе Борджиа проиллюстрирован миф о том, как Тласолтеотль пред лицом Тепейоллотля (бога-ягуара) карает охотника за прелюбодеяние.

Тласолтеотль и ягуар-Тепейоллотль не случайно представлены в данных сюжетах совместно: оба божества не только карали, но и отпускали грехи. Так, индейцы некоторых районов Гватемалы, встречая ягуара, вместо того, чтобы убивать или нападать/защищаться, рассказывали ему о своих грехах и умоляли не убивать их. Таким образом они в позитивном исходе очищались. Исповедь могла сопровождаться дальнейшими ритуалами с подношением крови.

Тепейоллотль и Тласолтеотль. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции the British Museum
Тепейоллотль и Тласолтеотль. Фрагмент кодекса Борджиа. Факсимиле из коллекции the British Museum

Ритуал очищения, адресованный богине Тласолтеотль, также включал в себя исповедь, что упоминает в т.ч. и Бернардино де Саагун (перевод A-Gallery, Москва | www.a-gallery.ru):

Перед ней обнажают всю ложь, перед ней всё рассказывают, все грязные подробности озвучиваются, даже то, что пугает, что очень сложно произнести. Ничего не стыдятся, все перед ней обнажают... Акт выпрямления сердца (исповедь). Они говорят, что мусор, грязь, все, что связано с разрушительной стороной жизни дарует людям Тласолтеотль. Она бросает это в людей, вдыхает в них. Но также она и освобождает людей, избавляет от мусора, меняет все, очищает, отмывает людей... И чтобы он исчез, чтобы избавиться от мусора и все изменить, перед ней [Тласолтеотль] обнажают сердца, выпрямляют сердца. Перед Тласолтеотль дела людей озвучиваются, оцениваются...

Тласолтеотль. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция The Israel Museum, Jerusalem
Тласолтеотль. Ацтеки, 1325-1521 гг. н.э. Коллекция The Israel Museum, Jerusalem

Дату проведения ритуала исповеди назначал жрец. Он же определял и меру наказания. Очиститься, просто поведовав о своих грехах, зачастую было невозможно. За легкие проступки наказанием был короткий пост и обязательные подношения в виде бумаги. В случае более серьезных грехов длительность поста росла, а кроме бумаги индейцы подносили и собственную кровь. Они пронзали языки и/или уши шипами агавы, продевали в полученные отверстия веревки, орошая их кровью. Кровью же окропляли и бумагу. Затем все это сжигали как подношение богам.

Предполагается, что сама исповедь грешников была адресована вовсе не Тласолтеотль, а Тескатлипоке, что вполне укладывается в логику изображения богини пред лицом Тепейялотля, которого часто отождествляют с Тескатлипокой (см. Тепейоллотль - бог ягуаров, пещер, землетрясений и горного эха). Тласолтеотль в этой связке, вероятно, очищала/карала, а, может быть, способность наказывать была распределена между этими богами.

Фрагмент кодекса Ватиканус B. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana
Фрагмент кодекса Ватиканус B. Коллекция Bibliotheca Apostolica Vaticana

Часто прибегать к исповеди и таким образом постоянно избавляться от грехов было нельзя. В отличие от ягуара, который мог "выслушать" человека много раз, к Тласольтеотль можно было обратиться лишь раз в жизни. Индейцы предпочитали прибегать к этому ритуалу уже на закате своей жизни.

Напомним, что грехи в восприятии ацтеков были скорее материальными, чем духовными (см. Соблазнительная Тласольтеотль: связь ацтекской богини с грязью, мусором и грехом). Они ассоциировались с грязью и мусором, были чем-то разлагающимся, отталкивающим и мерзким. Богиня пожирала эти помои и, будучи прежде всего богиней плодородия, перерабатывала их, питая землю. Богиня также изображалась с метлой в руках, что буквально иллюстрирует процесс очищения.

Тласолтеотль. Фрагмент. Общая история о делах Новой Испании. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze
Тласолтеотль. Фрагмент. Общая история о делах Новой Испании. Бернардино де Саагун, 1547—1577 гг. Коллекция Biblioteca Medicea Laurenziana di Firenze

Со способностью поглощать грехи была связана и санитарная, лекарская функция: Тласолтеотль уничтожала все то, что препятствует росту, возникновению новой жизни. Такой способ очиститься, как исповедь, был доступен индейцам всего раз в жизни, в то время как обновление и очищение необходимо проводить регулярно, а потому богиня позволяла избавиться от грехов-нечистот и иными способами.

Темаскаль. Фрагмент кодекса Тудела. Коллекция El Museo de America, Madrid
Темаскаль. Фрагмент кодекса Тудела. Коллекция El Museo de America, Madrid

Как и любой другой мусор или грязь, их можно было смыть. Больных детей и взрослых индейцы купали в темаскалях (индейских банях) с лечебными травами. Процедура должна была очистить их, избавить от нечистот и помоев. Неудивительно, что покровительницей купален, называемых "домами пота", также была Тласолтеотль.


Источники:

  1. Marta Gajewska. Tlazolteotl, un Ejemplo de la Complejidad de las Deidades Mesoamericanas. Ab Initio, №11, 2015.
  2. Hersch Martinez Paul. Tlazol, ixtlazol y tzipinacion de heridas: implicaciones actuales de un complejo patologico prehispanico. Dimension Arqueologica, №3, 2009.
  3. Ferdinand Anders, Maarten Jansen. La pintura de la muerte y de los destinos. Libro explicativo del llamado Códice Laud. Graz/México, ADEVA/FCE, 1994.
  4. Bernardino de Sahagun. Florentine Codex: General History of the Things of New Spain. Translated and edited by Arthur Anderson and Charles E. Dibble, 1950-1982.
  5. Codice Tudela, edicion facsimil en formato original de libro europeo. Comentario de Jose Tudela de la Orden, Instituto de Cooperacion Iberoamericana, Madrid, 1980.


© A-Gallery | Древнее искусство. Археология. Антиквариат


Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник: www.a-gallery.ru. Подробнее см. Пользовательское соглашение.